Найти в Дзене

Раскрасить… блокаду

Время идет, и все меньше тех, кто действительно хлебнул фронтового лиха и тылового горя. Вмес­те с героями ушла и серьезность, и все чаще детей на 9 Мая бездумно наряжают в военную форму, так же бездумно покупают «атрибутику» Дня Победы (что это?!), так же бездумно заказывают раскраски о войне…

Да, именно раскраски о войне — например, книга-раскраска «Великая Отечественная война» от издательства «Сталинский букварь». В ней предлагается раскрасить сцены боев на улицах Сталинграда, под Харьковом и Москвой. Но разве это не глумление над памятью героев? И не последует ли за первой книгой — вторая, где предложат, например, раскрасить блокаду, концлагеря, сожжение Хатыни? Ведь это так прибыльно — спекулировать на памяти.

Есть и более объемистые книги, например, серия «Ленинградские сказки» Юлии Яковлевой, которая рассказывает о ленинградских детях конца 1930‑х — начала 1940‑х годов. Первая книга в форме сказки про Ворона повествует о сталинских репрессиях, о том, что «можно и нужно оставаться свободным, несмотря на времена» (из аннотации). Сказка — об аресте семьи. Сказка… В игровой форме… Мой прадед был расстрелян по ложному доносу, и для меня, увы, лагеря и расстрелы — это не сказка. Это часть моей памяти.

А вот в аннотации ко второй книге серии «Краденый город» сказано: «Выстывший, пустеющий город словно охотится на тех, кто еще жив, и оживают те, кого не назовешь живым». Это про Ленинград, если вы не догадались. Про город, который люди сохраняли и сберегали ценой своей жизни. Про город, в котором не рубили деревья в Летнем саду. Про город, который одним своим видом поднимал людей на бой. Про город, ставший для всего мира символом стойкости, мужества, силы духа. А тут — для детей, в доступной форме, этакий фильм ужасов в духе Стивена Кинга. Подлость так писать про Ленинград, и дважды подлость — так рассказывать о нем детям.

Меня спросят: а как с ними говорить о войне? Можно по‑разному, но обязательно — со всей серьезностью. Для меня это долг, долг памяти героям, которыми я восхищался с детства. Я им обещал.

Сергей ЖИЛЮК