Найти тему

Древнерусский распев. В Петербурге завершился фестиваль «Наследие»

— Валентина Сергеевна, как давно вы занимаетесь музыкальной культурой XVII – XVIII веков? Почему выбрали именно этот период? — Мне это близко, потому что я окончила аспирантуру в Ленинградской консерватории по истории русской музыки XVII — начала XVIII века. Это очень серьезная и большая культура. Кроме того, эта эпоха стояла в центре исследований моего покойного мужа, академика Александра Михайловича Панченко. У него есть книга, которая называется «Русская культура в канун петровских реформ», и много других работ, посвященных Петровской эпохе и древнерусской культуре. В прошлом году исполнилось 85 лет со дня его рождения, у нас тогда еще не было фестиваля, но несколько концертов мы посвятили его памяти. — Насколько хорошо изучена музыка этого периода? — В 1970 – 1980‑е годы Ленинград стал колыбелью изучения и исполнения музыкальных сочинений допетровского и петровского времени. Это было связано с именами Максима Викторовича Бражникова и Николая Дмитриевича Успенского, к ним потом подключились и другие ученые. Бражников и Успенский подготовили и выпустили книгу «Образцы древнерусского певческого искусства». И самые лучшие хоры Москвы, Ленинграда исполняли тогда эту музыку. Это было очень ново, очень интересно, обогащало всю нашу музыкальную практику. Когда мы ездили с этими сочинениями на гастроли, имели огромный успех. То, что в России есть музыка допетровского времени и музыка барочного периода, стало открытием. Потом это все замерло. И хотя в Москве существовал Центр древнерусской музыки, а в Петербургской консерватории — кафедра древнерусского певческого искусства, все было очень келейно. Профессиональные коллективы эту музыку практически не исполняли. — А что это за музыка? — Церковная хоровая музыка. До XVII века, в XVII веке и в Петровскую эпоху она была единственной формой профессионального музыкального искусства в России. Петр I сделал ее государственной, потому что его военные победы праздновались на государственном уровне и торжества всегда заканчивались благодарственной службой. — Каковы основные стилистические особенности этой музыки? — В основе ее лежит знаменный распев. Он всегда пелся в среднем голосе и окружался дополнительными певческими голосами снизу и сверху. В принципе это система следующих друг за другом коротких мелодий, так называемых попевок — очень разнообразных, выразительных по интонированию. — В России существовала тогда совершенно другая система нотного письма. Насколько понятна она современным исследователям? — Да, знаменная нотация с тех пор сменилась на европейскую нотную систему. И проблемы расшифровки стояли перед исследователями с самого начала. Некоторые считали, что правильно расшифровать древнерусские сочинения невозможно. Другие были уверены, что возможно. К счастью, были найдены так называемые словари и двоезнаменники. В словарях даны правила расшифровки знамен, старых нотных знаков. А в двоезнаменниках рядом существуют записи распева знаменной нотацией и нотами. Такие рукописи появились в период перехода от одной системы к другой. Это очень помогло ученым, которые расшифровывают древнерусские песнопения. — То есть теперь исследователи уверены в том, что их расшифровки соответствуют оригиналам? — Поручиться за это трудно. Россия тогда жила без самолетов и поездов, сообщение между монастырями было нерегулярным, и в разных регионах системы нотной записи могли различаться… Поэтому словарей, которые дают расшифровку знамен, много. И значение одного и того же певческого знака может в них различаться. Наилучший вариант для того, кто берется за расшифровку, — знать все азбуки, которые существовали. Каждый памятник надо исследовать всесторонне — из какого он региона, какого времени. Ведь древнерусская культура существовала столетиями… Если вы получили рукопись Новгородского региона, нужно выбрать соответствующую азбуку. Тогда расшифровка будет приближена к оригинальному значению. — А где находят эти рукописи? — Они хранятся в рукописных отделах наших крупнейших библиотек — в Москве, Петербурге, других городах. Когда после революции закрывали монастыри и храмы, все это свозилось в библиотеки и архивы. К счастью, это было сделано. — Как изменилась музыкальная культура в Петровскую эпоху? — Петровское время — эпоха партесного стиля в русской хоровой музыке. Да, это был новый стиль, он наступал революционно, как бы отодвигая древнерусскую культуру. Но все равно знаменный распев был жив, и многие традиции древнерусского многоголосья перешли в этот стиль. — Что такое партесный стиль? — Это то, что сменило древнерусскую певческую культуру. Петр I по случаю каждой военной победы выпускал указ о написании службы благодарственной. И принимал в этом написании активное участие. Вплоть до того, что иногда сам диктовал, что в нее включить, кто должен быть автором музыки, автором текста… В основе всех этих служб лежит знаменный распев, его обработка, гармонизация. — Знаменный распев называют так, потому что записывали его специальными знаками, «знаменами». А откуда возникло название — партесный стиль? — Партии певчих дьяков записывали в специальные певческие книги, и у каждого из них была своя книга. Пофамильно — тенор такой‑то, бас такой‑то… Это не партитуры, как у нас принято, а именно отдельные партии. Поэтому музыка и называется партесной. — Эти книги тоже сохранились? — Да, конечно. Когда Наталья Юрьевна Плотникова готовила, расшифровывала службы благодарственные на победы Петра I, она изучала книги хора государевых певчих дьяков. И выяснилось, что по книге, где записана партия баса — а это особенная книга, очень красивая, большего формата, в кожаном переплете, — пел сам император. Плотникова нашла свидетельства того, что иногда он даже управлял службой. — На вашем фестивале впервые с 1721 года прозвучала «Служба благодарственная на заключение Ништадтского мира» и впервые с 1709‑го — музыка на Полтавскую победу… — У нас в каждом концерте были сочинения, которые не исполнялись столетиями. Так, 27 мая в Малом зале Филармонии можно было услышать древнерусские песнопения Куликовского цикла. Их расшифровала Наталья Семеновна Серегина, деятельность которой посвящена изучению песнопений русским святым. 7 июня состоялась российская премьера шедевра Василия Титова — «Златокованную трубу восхвалим днесь»… — Кем он был, Василий Титов? — Он работал в московских монастырях и считался одним из лучших сочинителей музыки. Его называли «царственным мастером», хотя у него была сложная история с Петром I, потому что первое свое сочинение он преподнес царевне Софье. Судя по разным источникам, Титов умер в 1709 году, успев написать концерт на Полтавскую победу. Мы знали несколько его сочинений, но сейчас, когда расшифрованы практически все произведения, вырастает фигура полифониста невероятно высокого класса, потрясающего мастерства. И заслуга в этом принадлежит Наталье Юрьевне Плотниковой, которая исследовала практически все творчество Василия Титова. — Музыка XVII — начала XVIII столетия в новое время была забыта? Традиция прервалась? — Конечно, нет! Партесные традиции прослеживаются во всей классической русской музыке XVIII, XIX, начала ХХ века… Древнерусский распев прекрасно развился в сочинениях наших великих композиторов, особенно у Рахманинова. — Планируете ли вы сделать ваш фестиваль ежегодным? — Хотелось бы. Я люблю эту музыку. Кто‑то узнает — и тоже полюбит. Она интересна не только с профессиональной точки зрения. Знакомство с ней вносит новые грани и в хоровую, и в общую культуру. Тем более что ученые работают над расшифровками и новая музыка может быть каждый год.