Найти тему

В Петербурге отметят День реставратора

Демидовский стержень По традиции, в дни, предшествующие празднику, проводится Неделя реставрации, богатая самыми разными событиями — экскурсии, лекции, конференции, выставки, «круглые столы», адресованные как профессионалам, так и всем, кто интересуется культурным наследием. В этом году все началось с организованной проектом «Открытый город» экскурсии во дворец Михаила Кочубея на Конногвардейский бульвар, 7. В ближайшее время в здании начнется реставрация — планируется частичная замена перекрытий, во внутреннем дворе взамен существующего появится новый атриум. Участники экскурсии убедились, что все парадные интерьеры дворца, в том числе Танцевальный и Музыкальный залы, Дубовая и Красная гостиные, находятся в хорошем состоянии — помещения отреставрировали в середине 1990‑х годов, и это были первые подобного рода работы, проведенные на негосударственные средства. Теперь важно сохранить достигнутое. На «круглом столе», посвященном ленинградской-петербургской реставрации, Юлия Бахарева, советник председателя КГИОП, назвала главные объекты, на которых сейчас идут работы. Это колокольня Никольского собора, дом Пашкова на Литейном, 39, и Московские ворота. А Петр Щед­рин, технический директор компании-подрядчика, занимающейся колокольней, рассказал нашей газете, что на всех этажах этого уникального творения архитектора Саввы Чевакинского, мастера русского барокко, проводится целый комплекс работ. Колокольня была построена так, чтобы колокола располагались на трех ярусах звона. Верхний ярус находился в деревянном фонаре над главным куполом. В фонаре произведена замена отслуживших свой век стропил и балок. Отреставрированы каменные плиты цоколя, кирпичная кладка и лепной декор стен, включая капители колонн, головки херувимов и «факелы». В ходе работ реставраторы установили, что колонны носят декоративный характер, они подчеркивают устремленность колокольни в небо. На стальных стержнях, которые находятся внутри колонн, найдены клейма уральских демидовских заводов. Об этом говорится в документах, теперь найдено материальное подтверждение. Уточнена конструкция шпиля, собранного из стальных и деревянных деталей, — он крепится внутри малого купола. Крест, который венчает 54‑метровую колокольню, позолочен, и скоро его по лесам поднимут наверх. После снятия лесов предстоит отреставрировать гидроизоляцию здания. На днях городские власти сообщили, что все работы на колокольне Никольского собора завершатся к концу нынешнего года. Ранее называлась общая сумма, выделенная на реставрацию этого объекта, — 123 млн рублей. На страницах Союза реставраторов Петербурга в социальных сетях тем временем появилась информация о том, что близки к завершению работы в известной «Ротонде» на улице Маяковского, где находится репетиционный зал Театра балета имени Якобсона. Сейчас идет отделка фасада. Как пояснил Александр Бурчаков, руководитель реставрационных работ, «из‑за обилия подземных вод и постоянной влажности фундамент был практически пол­ностью разрушен и в нем отсутствовала гидроизоляция. Реставраторам удалось построить новое бетонное основание под существующими историческими стенами». Начнем с чертежей Говоря о других событиях Недели реставрации, Бахарева назвала две выставки и традиционную конференцию. Одна выставка называется «Архитектура жизни. Связь времен» и представляет архитектурные чертежи из собрания Центрального государственного архива научно-технической документации Петербурга. Вот несколько адресов: дом Пеля (Литейный проспект, 46), дом Урусова (Литейный проспект, 19), дом Бутурлиной (улица Чайковского, 10), дом Бажанова (улица Марата, 72), дом Толстого (улица Рубинштейна, 15 – 17). Выставка разместилась в доме Пашкова (Литейный проспект, 37 – 39) и будет долгоиграющей, уже отрабатывается система предварительной записи для ее посещения. ­Осмотр выставки также будет включен в экскурсию по дому Пашкова по программе «Открытый город». ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА Вторая выставка — стендовая, она откроется на Соборной площади Петропавловской крепости и будет посвящена Ирине Бенуа (1912 – 2004), легендарному архитектору — реставратору памятников в Ленинграде и Петергофе. Она начинала в 1945‑м в той самой Ленинградской архитектурно-реставрационной мастерской и посвятила любимому делу всю жизнь. Конференция, которая проводится ежегодно, на сей раз состоится в Доме архитектора, соберет представителей нескольких российских городов и будет посвящена преемственности в работе реставраторов. Как войти в профессию? О проблемах реставрационной отрасли, в том числе преемственности, говорили на «круглом столе» Нина Шангина, председатель Союза реставраторов Петербурга, и Ольга Добрынина, директор государственного учреждения среднего профессионального образования «Академия реставрации и дизайна». По словам Шангиной, если с подготовкой специалистов с высшим образованием, то есть архитекторов-реставраторов, проблемы более-менее решены, то по рабочим специальностям их остается много. «Меня беспокоит падение престижа рабочих профессий реставраторов. А у нас многие квадратные километры петербургских фасадов, которые нуждаются в постоянной реставрации, и капризная петербургская погода», — говорит председатель Союза реставраторов Петербурга. Кроме того, даже хорошим выпускникам колледжей требуется доучивание для входа в профессию. Но реставрационные предприятия не могут тратить деньги на наставничество, они, по закону, должны приносить прибыль своим владельцам и платить налоги государству. Поэтому зачастую компании вынуждены принимать молодых специалистов не на постоянной основе, а на сезон, на договор, сдельно и т. д. Необходимы госпрограммы поддержки наставничества. «В то же время, чтобы получить лицензию для работы на объектах культурного наследия, реставрационные компании должны иметь набор специалистов узкого профиля, а где их взять?» — задает Нина Шангина совсем не риторический вопрос. Как выяснилось, самая сейчас востребованная специальность — изготовитель шаблонов для гипсового декора. Профессионалов в этом деле, как призналась Шангина, на руках носят. Добрынина в свою очередь пояснила, что существует образовательный стандарт по специальности «реставратор-строитель». За три года учащийся реставрационного колледжа, имеющий образование девять классов, должен освоить четыре вида работ (реставрация декоративной штукатурки, лепка, резное дерево, красочные покрытия). При этом ему необходимы знания по общестроительным дисциплинам, например, по тем же штукатурным работам. «Многопрофильность не может дать то качество подготовки, которое позволит выпускнику колледжа быстро получить аттестацию для самостоятельной работы. Необходима узкая специализация нашего образования», — считает Ольга Добрынина. Но сейчас педагоги, готовящие реставраторов, обеспокоены другой проблемой. Появились планы изменить образовательный стандарт ровно в противоположном направлении и сократить трехлетний срок обучения реставраторов. «Наше профессиональное сообщество будет на предстоящих рабочих совещаниях в Министерстве просвещения отстаивать сохранение трехгодичного срока обучения для тех, кто поступает к нам после девятого класса общеобразовательной школы», — подчеркивает Добрынина. Но при всех сложностях реставраторы — фанаты профессии и любят свой праздник. 30 июня, накануне Дня реставратора, они, по традиции, соберутся в Академической капелле, получат заслуженные поздравления и благодарности от горожан, состоится награждение новых лауреатов знаком городского правительства «Почетный реставратор Санкт-Петербурга». Именно в нашем городе была учреждена первая в России правительственная награда для реставраторов.