Найти в Дзене

В Петербурге запустили экскурсию «Мемориальные практики в уличном искусстве: от сада Пашкова до «Пушкинской, 10»

Стартовая точка выбрана не случайно: в саду Пашкова почти 70 лет находится скромный бюст поэта ­Николая Некрасова, созданный скульптором Всеволодом Лишевым. Есть здесь трансформаторная будка, которая давно привлекает уличных художников. Все началось с портрета Альберта Эйнштейна, потом его последовательно сменяли около десятка реальных и киноперсонажей. С 2021 года место занято портретом рок-музыканта Игоря Талькова, выполненным в технике «урбан-фрес­ка», проще говоря, «переводная картинка». Коммунальные службы пытались ее закрасить, но фанаты музыканта отстояли портрет. Как пояснила нашей газете Мария Ушакова, классические памятники созданы для того, чтобы существовать как можно дольше. Как минимум за счет использования при их создании долговечных материалов. Уличное искусство не рассчитано на долгую жизнь, иногда это несколько часов. Сторонники мемориального стрит-арта как быст­рого способа запечатлеть историю стремятся сохранить изображения, организуя их защиту. И иногда добиваются успеха. Владельцы трансформаторных будок, например, предпочитают выплачивать административные штрафы, но не закрашивать портреты Игоря Талькова или Виктора Цоя — его мы тоже увидим в ходе экскурсии. Пока же заходим в вестибюль дома Пашкова, где находятся большие — в натуральную величину — скульптуры «Зубр шагающий» Роберта Баха и «Зубр мычащий» Гуго Зелемана. Мощные звери были установлены в 1901 году как символ Главного департамента уделов России. Это был памятник огромным земельным богатствам страны, сделанный в самой доступной для восприятия форме. Дальше двигаемся по улице Некрасова до перекрестка с улицей Маяковского. Там установлен строгий чеканный бюст поэта, созданный скульптором Борисом Пленкиным. Место популярное, и рядом на стене дома недавно появилось уличное искусство. Как пояснила Мария Ушакова, это новый для Петербурга художник, который выступает под именем Паша. Он предпочитает вставлять свои абстрактные композиции в рамы, имитирующие резные. ФОТО автора Следующая остановка — у дома на углу улицы Маяковского и Ковенского переулка. Здесь находился большой портрет Даниила Хармса, который почитателям поэта отстоять не удалось. Мария рассказывает о сложностях, которые возникают при согласовании подобных росписей. Заглядываем во дворы дома по Ковенскому, 14, где находится общественное пространство с книжным магазином, кинотеатром и общепитом. Ушакова обращает внимание на изображение в технике трафарета. Точно известно, что Иоганн Бах никогда не жил и даже не бывал в этих домах, но какую бы цель ни преследовали уличные художники, получился неформальный памятник великому композитору. Следующая остановка — улица Восстания, 8, где находится изображение Виктора Цоя. Экскурсовод обращает внимание, что оно сделано вручную арт-группой HoodGraff, на что потребовалось несколько дней. Сейчас рядом идет благо­устройство сквера, словно в честь рок-музыканта. К нам присоединяются Сергей Макаров, председатель КГИОП, и Антон Иванов, председатель Петербургского отделения ВООПИиК. По словам Макарова, «невозможно закрыть глаза на существование уличного искусства в историческом центре города. Это сильный росток, который пробивает асфальт. Как относиться к стрит-арту в центре Петербурга? На этот вопрос можно услышать самые разные, часто противоположные ответы — от все закрасить до увеличить присутствие. Мне интересно услышать разные точки зрения и понять, сможем ли мы договориться о его существовании». Иванов в свою очередь рассказывает, что на проект «Открытый город» в этом году из городского бюджета выделен 21 млн рублей. Развивая свое детище, организаторы показывают, в частности, явления современного Петербурга, которые вызывают споры. «Мы даем информацию, предоставляя участникам экскурсий возможность ответить на вопрос, какое уличное искусство уместно и уместно ли оно вообще», — подчеркнул Антон Иванов. «Не уместно», — эмоционально отреагировал после увиденного один из экскурсантов, возникла дискуссия. Разговор шел на фоне граффити, занимающего два этажа трансформаторной подстанции. В кругах уличных художников это место известно как «стена славы», сюда приезжают авторы и целые команды из других городов, чтобы оставить свой «автограф». Обычно подобная плотность уличного искусства наблюдается на «заброшках» вдали от центра, а тут в окружении новых или отреставрированных домов в двух шагах от Невского. Коммунальщики все закрашивают, но граффити появляются снова. Финальная точка экскурсии — арт-центр «Пушкинская, 10». Ушакова объясняет, что выбрала это место потому, что здесь находятся мемориальные доски поэтам и художникам, но главное — это был центр неофициальной культуры, предтеча уличного искусства. КСТАТИ Планируется, что новая экскурсия будет проходить дважды в неделю. В связи с поздним запуском восьмой сезон «Открытого города» продлится на месяц дольше, до конца декабря.