Каждому национальному театру важно не терять связь, так сказать, с «материком»: с языком, определенной театральной школой. В 1990‑е разрыв уже сильно ощущался, тогда «Балтийский дом» затеял фестиваль русских театров «Встречи в России». Помимо спектаклей в форум входила (и входит) образовательная программа — мастер-классы и лекции. Вот Летняя театральная школа, проект фонда содействия развитию культурных программ «Балтийский международный фестивальный центр» и фонда «Русский мир», — продолжение традиции. Нынешняя школа — вторая по счету. В прошлый раз приезжали молодые актеры из Абхазии, Азербайджана, Армении, Республики Беларусь и Казахстана. В этот раз — почти три десятка молодых артистов из Белоруссии, Киргизии, Узбекистана, Казахстана и ДНР. Репетиционная аудитория «Балтдома», минут десять до начала занятий. Молодая актриса Юлия Шебанова напористо излагает художественному руководителю школы заслуженному артисту РФ Александру Исакову свой замысел для эскиза. Спустя десять дней выпускникам школы предстояло показать в небольшом спектакле то, чему учились на занятиях по сценической речи (педагог — Дмитрий Кошмин, работающий с МДТ — Театром Европы), вокалу (музыкальный руководитель «Балтдома» Светлана Митрофанова), сценическому движению (балетмейстер Мария Кораблева). — Стоит крейсер «Аврора», — описывает предлагаемые обстоятельства Юлия. — Тут можно немного рассказать о Цусимском сражении, в котором «Аврора» участвовала… Звучит «Дремлет притихший северный город…». Замысел вовсе не про революцию. История романтическая, о любви дореволюционной барышни и молодого морского офицера. Режиссер Исаков вдумчиво слушает: — Замечательная идея. Но ощущение, что мы отмечаем юбилей крейсера «Аврора»… А мы все‑таки готовим посвящение 320‑летию Петербурга… «На перевернутый ящик // Села худая, как спица, // Дылда-девица, // Рядом — плечистый приказчик…» — выбрала стихотворение Саши Черного Динара Фирсова из Казахстана. Стихотворение потом в спектакль-эскиз не вошло, зато послужило на занятиях примером для разбора. — Ребята, давайте так: без действия на сцене существовать нельзя, — поясняет мастер. — Какое действие происходит в этом стихотворении? На занятии по сценической речи у Дмитрия Кошмина кому‑то пришлось здорово переучиваться./ФОТО Данилы НЕРОЗНАКА/предоставлено пресс-службой театра-фестиваля «Балтийский дом» — Думаю, происходит залюбление, — констатирует Динара. У нее чистейшая русская речь, так что не сомневаемся: слово для описания происходящего Динара подобрала оптимальное. В перерыве Динара (папа казах, мама русская, оба языка в багаже) рассказывает: — Казахстан — страна большая, у нас есть обширное казахоязычное поле и русскоязычное поле. В моей «среде обитания» говорят в основном на русском. Но у нас активное кинопроизводство, 70 % картин — на казахском, так что знание этого языка очень важно для актера. Если обладаешь европейской внешностью, как я, и владеешь казахским языком — это большой плюс. Разница в русской и казахской театральных школах, конечно, есть, продолжает актриса: сказывается специфика языка и темперамента: — Казахский театр более эпический, монументальный, все немножко «на котурнах». Много обращаются к национальной истории Казахстана, национальному колориту. Там, откуда я родом, раз в четыре года набирают русскую группу, и для меня это было принципиально — работать в русском театре. На вопрос, сложно ли поддерживать традицию русской театральной школы, отвечает: все очень зависит от конкретного театра, конкретного города. В Алма-Ате (Динара так и произносит, не «Алматы») сохраняется и традиция, и чистота речи, и выбор драматургического материала. «Государство Казахстан это очень поддерживает, потому что национальный театр — это статус, и очень высокий». Сардор Хасанов (Узбекистан) подхватывает: — В Ташкенте довольно свободно говорят на русском. Но узбекский театр сильно отличается от русского — менталитет другой. У нас в стране немало русских театров, сейчас вообще в государстве Год культуры, так что к нам с мастер-классами приезжают актеры и режиссеры из разных стран. «На Литейном, прямо, прямо, // Возле третьего угла, // Там, где Пиковая Дама, // По преданию, жила…» — это стихотворение Николая Агнивцева предложила Алина Короткевич из Белоруссии. Оно вошло в выпускной, но обернулось потешным судебным заседанием с показаниями свидетелей о происшествии на Литейном, то бишь о поцелуе. — Для меня на занятиях довольно много непривычного, — говорит Наталья Костенко. — Я работаю в Донецком театре кукол, у нас и актерское мастерство, и даже сценическая речь немного другие. Например, мы берем за основу дыхательные упражнения Стрельниковой, это московская школа: больше дыхания в нос. Здесь абсолютно другой подход — брюшное дыхание, тихий вдох. Это, знаете, как «забудьте все, чему вас раньше учили». Вернусь домой, расскажу коллегам. Еще надо осмыслить, что нужно взять в работу, а что останется материалом для изучения и размышления. Выпускной спектакль «Сны белой ночи» стал больше песенным, чем стихотворным. И даже больше ленинградским, чем петербургским, отметила публика. Романс «Белая ночь» из выдающегося сериала «Ликвидация» про, как помним, послевоенные события в Одессе, превратился в петербургский. Все‑таки «белая ночь» — это к нам. И автор текста Борис Тимофеев, москвич, жил в Ленинграде. И автор музыки Борис Прозоровский, 1891 г. р., — родился в Петербурге. Правда, по другим версиям — то ли в Воронеже, то ли в Тифлисе. У композитора и с датой смерти неясности: 1937‑й или 1939‑й. Но в любом случае — расстрел. Вообще, как ни покопаешься в истории какой‑нибудь давней эстрадной песни или славного легкого стихотворения, наверняка расстроишься. «Ты такая…» // «Ты такой!..» // «Ты плохая…» // «Ты плохой!..» // «Уезжаю в Ленинград… Как я рада!» // «Как я рад!!!» Автор известного стихотворения Иосиф Уткин погиб в 1944‑м: разбился самолет. Уважили и Александра Дольского («Удивительный вальс мне сыграл Ленинград»), и Александра Розенбаума с «Налетела грусть», и Елену Ваенгу с «Городом». Сардор Хасанов говорит: «Хотелось бы, чтобы таких фестивалей, таких театральных образовательных школ было больше и чтобы шли они дольше». Судя по всему, намекает, что десяти дней — мало. С утра до вечера у артистов были занятия и репетиции, так что у публики возник вопрос: ребята, а вы город‑то посмотрели? Ответ: «Еще бы! Белые ночи‑то на что…».
Встретились в России. В «Балтийском доме» прошла Летняя театральная школа для молодых артистов зарубежных русских театров
6 июля 20236 июл 2023