Найти тему

Россияне рассказали о своих предпочтениях на фоне санкций, инфляции и ухода привычных брендов

За последний год более чем у трети россиян изменились покупательские стратегии (38 %), в том числе 34 % респондентов отметили, что стали реже приобретать дорогостоящие товары, тогда как чаще покупки такого рода начали совершать 4 %. Ничего не изменилось за рассматриваемый период у 57 % опрошенных. Сохранить потребление дорогой продукции на прежнем уровне удалось в первую очередь высокообеспеченным гражданам (71 %) и работникам бюджетных организаций (65 %).

Любопытно, что ответы на данный вопрос весьма схожи у моск­вичей / петербуржцев и жителей сельской местности — большинство в этих группах отмечают неизменность потребительских привычек (62 % и 63 %, соответственно). По-видимому, солидарность горожан и сельчан кроется в разном видении дорогостоящих товаров.

Благодаря пандемии шопинг в Интернете прочно вошел в нашу повседневность. Достаточно всего пары кликов компьютерной мыши, чтобы выбрать и заказать нужный товар, который в кратчайшие сроки будет доставлен прямо домой. Однако, когда дело касается дорогих покупок, российские потребители отдают предпочтение привычному офлайн-шопингу. В общей сложности традиционный ретейл для приобретения дорогих товаров выбирает каждый второй россиянин (48 %), в том числе 29 % не видят ему альтернативы (покупают только в обычном магазине). Приверженцами интернет-шопинга можно назвать 16 % наших сограждан, включая 3 % заядлых любителей онлайн-шопинга, совершающих покупки только в Сети. Еще четверть респондентов придерживаются золотой середины и делают дорогостоящие онлайн- и офлайн-покупки с одинаковой частотой (24 %). Лучше всего маневрировать между двумя форматами шопинга удается молодым людям 18 – 24 лет (42 %).

Типичный приверженец офлайн-

покупок — россиянин в возрасте 45 лет и старше (45 – 59 лет — 51 %, 60+ лет — 64 %), со средним образованием и ниже (64 – 70 %), проживающий в небольшом городе с населением до 100 тыс. человек или селе (53 % и 64 %, соответственно) и предпочитающий телевидение Интернету (78 %). Среднестатистического сторонника онлайн-покупок отличают молодой возраст (25 – 34 года — 28 %), наличие высшего образования (23 %), проживание в одной из столиц (28 %) и активное пользование Интернетом (29 %).

Топ-3 преимуществ онлайн-покупок в представлениях тех, кто допускает приобретение дорогостоящих товаров через Интернет (доля группы — 40 %): выгодная цена, мобильность (не нужно выходить из дома / заказ из любого места) и широкий ассортимент (39 %, 31 % и 27 %, соответственно). Еще 18 % привлекают удобство и скорость доставки, 8 % — акции, скидки, кешбэк, 7 % — наличие отзывов о товаре.

Тренд на осознанное потребление все чаще заставляет задуматься, как поступить со сломанной вещью — подобрать ей замену или дать новую жизнь. На сегодняшний день большинство россиян придерживаются второй стратегии: 73 % в случае выхода из строя каких‑либо предметов обихода предпочитают их отремонтировать, в том числе 46 % принимают наиболее экономное решение — чинят самостоятельно или просят помощи у соседа, еще 27 % отдают вещь в ремонтную мастерскую. Приобретают новый товар на замену сломанного 18 % опрошенных.

На фоне событий минувшего года, санкций и ограничения импорта произошел массовый отток западных брендов из России. Некоторые зарубежные компании полностью остановили деятельность в стране, часть — перешли в собственность государства или нашли новых владельцев в лице российских предпринимателей, а другие «переоткрылись» под новым брендом. Возвращение иностранных компаний под другим названием наши граждане воспринимают преимущественно нейтрально (54 %), особенно молодежь 18 – 24 лет (71 %). Положительное отношение декларирует каждый пятый (21 %), отрицательное — 18 %.