Согласно справочнику Владимира Михневича «Петербург весь на ладони», изданному в 1874 году, пароход между Петербургом и Стрельной совершал каждый день два рейса — туда и обратно. Спустя полтора десятка лет в справочных изданиях уже было указано четыре рейса по этому маршруту.
С пристани, уходящей на версту в море, открывались чарующие виды. Они нашли отражение и в картине Айвазовского «Вид на взморье в окрестностях Петербурга». Примечательно, что Гефтлер в какой‑то степени повторил сюжет Айвазовского: взморье, рыбацкая лодка… Только он писал с другой точки.
Стрельна в ту пору была рыбацким местом. В книге петербургского журналиста Анатолия Бахтиарова «Брюхо Петербурга. Очерки столичной жизни», изданной в 1887 году, сообщалось, что «в Стрельне занимаются рыболовством осташи из Тверской губернии. До 200 человек рыбаков периодически, из года в год, приезжают на берега Финского залива для занятия рыбным промыслом… В Стрельне рыбаки арендуют казенный двухэтажный дом. Он разделяется на 12 номеров, на каждый номер числится по 3 лодки… Осташи ловят рыбу в районе 10 – 15 верст вдоль берега и на столько же верст в глубь Финского залива…».
Стала традиционной и народная парусная гонка — состязание рыбачьих судов-сойм в день Святой Троицы на Стрельнинском рейде. Этот был своеобразный праздник тружеников моря — профессиональных рыбаков южного побережья Финского залива.
И, наконец, несколько слов об авторе этой акварели. Карл Гефтлер был родом из Ревеля, окончил в Петербурге строительное училище Главного управления путей сообщения и публичных зданий (в настоящее время ГАСУ), вольнослушателем посещал Академию художеств. Сколько Гефтлер построил мостов, фабрик или мельниц, до сих пор точно установить не удалось. Гораздо большую известность он приобрел как художник. Известны его многочисленные работы, запечатлевшие виды Петербурга и его окрестностей. Особенно художнику нравилось писать морские пейзажи, знакомые с детства в приморском Ревеле…
Что же касается стрельнинской дамбы, сооруженной еще в петровское время и уходившей некогда более чем на версту в море, то в таком виде она нынче не существует. Пристань на ней взорвали в 1943 году водолазы-разведчики роты особого назначения. А после войны облицовочные гранитные плиты с дамбы использовали для восстановления пострадавших в войну сооружений.
Газетный зал
«Коломяги. Ни в одной дачной местности крестьяне не отличаются такой изобретательностью, как у нас. Несколько голосистых парней составили между собой хор, который, по совести сказать, не уступит нашим песенникам. По праздникам этот импровизированный хор услаждает слух дачников стройно исполняемыми песенками. В минувшее воскресенье этот же хор, по личному желанию Орлова-Денисова, владельца Коломяг, пел у его дачи. На противоположном берегу пруда собралась масса слушателей-дачников».
«Петербургская газета», 29 июня 1888 г.
«Местом отправления и прибытия пригородных автобусов служит Сенная площадь… Но пока, кроме небольшой вывески, на площади нет ничего, свидетельствующего о том, что здесь находится автобусная станция… Строительство автовокзала на Сенной площади — насущнейшая потребность. Именно сейчас, когда площадь еще не реконструирована, следует заняться здесь постройкой автомобильной станции для пригородного и дальнего движения с центральным пассажирским вокзалом. Здание вокзала может явиться центром архитектурного оформления площади… Подобные вокзалы давно уже имеются во многих городах Европы, в Англии, в Америке. Должен быть он и в Ленинграде… А пока необходимо оборудовать на площади хотя бы небольшой временный павильон для пассажиров или приспособить под вокзал находящееся поблизости помещение бывшей кордегардии».
«Ленинградская правда», 16 июля 1946 г.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».