Херувимы спрятались в кессонах В каждом из четырех новых музейных пространств во время реставрационных работ, занявших, в общем, около пяти лет, были свои сложности. Главными стали работы в храме. Здание было построено в 1760‑е годы при Григории Орлове — первом владельце Гатчинского дворца, позднее церковь перестраивали известные зодчие Винченцо Бренна и Андриян Захаров. Нынешний облик она приобрела в 1849 году, когда архитектор Роман Кузьмин создал пронизанный светом, богато декорированный лепниной и искусственным мрамором интерьер в духе Ренессанса. Если сравнивать с другими залами Гатчинского дворца, то во время Великой Отечественной войны церковный пострадал меньше, сохранились лепнина и колонны, отделанные искусственным мрамором, но иконостас и три витража были утрачены. Первую реставрацию церкви провели в 2003 году. Главной задачей нынешних работ было воссоздание резного деревянного иконостаса по акварели Эдуарда Гау 1875 года и немногим сохранившимся фотографиям. Несколько реставрационных советов были посвящены тому, какие позы должны принять коленопреклоненные ангелы, как должны выглядеть складки на их одеяниях. Под полом обнаружили и вынесли 20 тонн мусора, который реставраторы тщательно просеивали, ища исторические «гвоздики», «стеклышки» и другие предметы. Нашли старый мастерок, несколько «плашек» от исторического паркета, но настоящие находки — живописные изображения херувимов — были сделаны в кессонах купола церкви. Эти картины считались утраченными, но во время расчистки штукатурного слоя советского периода обнаружилось, что под ним, укрытые листами плотной бумаги, сохранились 94 из 120 ликов, исполненных в середине XIX века на картоне художником Петром Шамшиным. Сейчас они отреставрированы и заняли свое историческое место, утраченные произведения восполнены. Там же, на куполе за деревянными рамами, державшими витражи, были найдены три осколка синего, малинового и белого цветов. Это позволило определить оригинальную палитру художника Александра Перница, создававшего витражи в середине XIX века. Два витража с изображениями херувимов на куполе и центральный «Всевидящее око» в молельном зале воссоздал Евгений Иванов, петербургский художник-витражист. Отдельный сюжет связан с иконами. Как рассказала Татьяна Кустова, хранитель фонда «Дворцовая церковь», на время Александра III в храме было около 700 икон. В 1940 году музейные описи зафиксировали 455 образов. На сегодня в ГМЗ «Гатчина» хранится всего четыре иконы из храма, они небольшого формата, ветхие и останутся в фондах. Коллеги из других музеев-заповедников предоставили на время четыре большие иконы кисти того же Шамшина, созданные в 1840‑х годах, они заняли свои исторические места. Для воссозданного иконостаса образа нарисовал молодой художник Александр Хабаров под руководством опытного иконописца Дмитрия Хомякова. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА Иконы для храма пишут художники, собиратели приносят редкие произведения XVIII — начала XX века. Владимир Васильев, резчик по дереву, работавший в ГМЗ «Гатчина», создал для храма резную икону «Ксения Петербургская». По словам Панкратова, сейчас музей ищет возможность проведения регулярных церковных служб таким образом, чтобы религиозная жизнь и экскурсии не мешали друг другу. К завершению реставрации церкви в помещении крипты, расположенной под ней, открылась редкая выставка коронационных тронных кресел XIX века из коллекции ГМЗ «Гатчина». Она позволяет увидеть развитие русского стиля в прикладном искусстве на основе византийских и древнерусских мотивов. Беседка Бренны и советские перекрытия Из церкви во дворец ведет полукруглый переход с чугунной лестницей, он оказался едва ли не самым сложным для этого этапа реставрации. Как рассказал нашей газете Петр Щедрин, технический директор реставрационной компании, отклонение стены от вертикали в верхней части помещения достигало 20 см. Фрагменты известняковой облицовки стен весом от одной тонны до 10 кг осыпались, общий вес собранных фрагментов составил 25 тонн. Пришлось вывешивать на домкратах перекрытие перехода, разбирать отклонившуюся стену, заново укладывать исторический кирпич и держащие его старые металлические «связки», а также укладывать облицовку, дополняя вставками исторический известняк. Впрочем, с небольшой Предцерковной комнатой, куда ведет чугунная лестница, тоже все было непросто. Как пояснил Щедрин, «нам достались советские бетонные перекрытия, которые положили с отклонением от исторических отметок на несколько сантиметров, и надо было по скупым черно-белым фотографиям «встраивать» в эту архитектуру воссоздаваемый интерьер с изящной лепниной потолка и карниза». Комната появилась во дворце в 1790‑е годы, над проектом работал Бренна, небольшое помещение служило своеобразным шлюзом между светской роскошью дворца и строгостью православного храма. Все стены, включая ту, от которой до большой печи менее полуметра, были завешаны 22 картинами XVII – XVIII веков на религиозные и исторические сюжеты. Сейчас они находятся в других музеях, гатчинцы подобрали аналоги из своих фондов. Финальный мажорный аккорд нынешней реставрации — Овальная комната. Как поясняет Александра Фарафонова, заведующая научно-фондовым отделом ГМЗ «Гатчина», в этом небольшом пространстве заложены важные смыслы дворцового строительства конца XVIII века: «Бренна стремился к тому, чтобы пришедший в эту комнату получил сильное эмоциональное впечатление». Потолок расписан как «обманка», имитирующая сводчатые решетки парковой беседки, увитые плющом и гирляндами цветов. По моде того времени на потолке изображены веджвудские медальоны. Для создания полной иллюзии парковой беседки в окнах виден Гатчинский парк, на стенах были помещены четыре гатчинских пейзажа художника Семена Щедрина, созданные в 1796 году. Интерьер дополняли камин, золоченая мебель, скульптуры. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА Во время Великой Отечественной войны комната сгорела, картинам Щедрина повезло: пейзажи «Белое озеро», «Колонна Орла» и «Каскад в парке» успели эвакуировать. «Вид на Мост с кордегардиями» еще в 1932 году был передан в Третьяковскую галерею, где и находится сейчас. Реставраторам снова помог Эдуард Гау, который в 1877 году акварелью подробно изобразил Овальную комнату. Потребовалось заказывать на фабрике, владеющей старинными технологиями, оконные драпировки в технике «брокатель», когда для получения рельефного узора сочетаются шелк и хлопчатобумажная ткань. Для воссоздания столешниц на складах нашли «неро порторо» — редкий черный мрамор с золотистыми прожилками. Каминную полку украсили мраморные бюсты XVIII века «Марк Антоний» и «Клеопатра». Кресло из Твери Фарафонова обращает внимание еще на две любопытные подробности. Одно из пяти кресел в Овальной комнате подлинное. Когда в 1941 году проводилась спешная эвакуация, из гарнитуров брали одно кресло, чтобы потом по нему можно было воссоздать остальные. Здесь был именно такой случай, но кресло в Гатчину не вернулось, а оказалось в одном из тверских музеев. Коллеги не только предоставили гатчинцам возможность воссоздать четыре кресла, но и передали оригинал на длительный срок. Как память о его трудной судьбе кресло не стали золотить, менять обшивку и т. д. Оно выставлено таким, каким дошло до наших дней. Не стал музей заказывать и живописную копию картины Щедрина, хотя это было возможно. Решили поместить черно-белый баннер, чтобы подлинники было легко отличить от копии. Теперь четыре отреставрированных зала войдут в маршруты по Гатчинскому дворцу как для индивидуального посещения, так и с экскурсией, а также станут частью экскурсии по залам и парку «От роскоши дворца — к сельской идиллии».
В Гатчинском дворце завершилась реставрация парадных залов и Троицкой церкви
24 мая 2023