Найти тему

Большая перемена. Что сулит мигрантам новый федеральный закон

Оглавление

Из читальни в чаты

Миграционная ситуация в Петербурге остается стабильной и контролируемой, — подчеркнул в ходе недавнего международного «круглого стола», посвященного проблемам трудовой миграции, зам. председателя комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге Андрей Друшляков. Но не преминул при этом заострить и проблемы: несоблюдение мигрантами законодательства, низкий уровень их социализации в городской среде, нарушение правил регистрации ими и трудового законодательства в отношении них самих, социальная незащищенность многих приезжих.

Впрочем, в Петербурге по сравнению с другими регионами очень неплохо выстроена комплексная система по адаптации и интеграции иностранных граждан. Профилактика приобретения нелегальных документов через посредников начинается еще в самолетах, на которых трудящиеся из Узбекистана следуют в Петербург, — пассажирам раздают соответствующие памятки, на экране в зоне прилета круглосуточно транслируются полезные для прибывших ролики.

Шесть коммерческих миграционных центров облегчают процесс легализации иностранцев без риска попасть в неприятности, подстерегающие у недобросовестных посредников. Реальные вакансии Петербурга размещаются где только можно — от аэропорта до консульств стран, само собой, на сайте Службы занятости. И все равно мигранты стремятся устраиваться «к своим». Стенды и уголки мигранта с полезной информацией размещают на крупных предприятиях и в библиотеках, регулярно издаются разнообразные буклеты, работают «горячие линии» комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики и Красного Креста…

Вот только все это не имеет стопроцентной эффективности. Ведь мигранты, как правило, не ходят по библиотекам — они порой даже листок прибытия заполнить не могут, потому что не умеют читать и писать по‑русски. Сейчас каналы информирования начали переносить из читален в соцсети, в группы тематических чатов. Создаются приложения, где информация представлена на узбекском и таджикском языках, запускается удобный чат-бот для мигрантов. И все равно проблемы остаются, и проблемы эти системные. Самый сложный для законопослушного мигранта вопрос при урегулировании правового статуса — регистрация. К иностранцу предъявляются требования, выполнение которых зависит не только от него. По сути, он оказывается заложником принимающей стороны. Ситуация, по словам руководителей петербургских диаспор, самая распространенная: мигрант платит за регистрацию владельцу квартиры, тот его регистрирует, а через месяц снимает с регистрации и… приезжий «повисает в воздухе» — ему грозит выдворение. Примерно то же и с работой: не отправит наниматель в управление по вопросам миграции МВД уведомление о заключении с иностранцем трудового договора, высылка и запрет въезда станут прямой перспективой для мигранта…

Система миграционного учета требует реформирования — в этом мнении были едины все участники «круглого стола» в Доме национальностей, представители стран исхода мигрантов. Ее надо упрощать и переводить в «цифру», чтобы миграционный процесс стал прозрачнее и безопаснее. Только максимально цифровизовав эту сферу, в ней удастся навести порядок.

Но не все зависит от усилий регионов — большинство вопросов относится к сфере федерального регулирования.

Либерализация уже идет?

Миграционное законодательство в РФ стоит на пороге серьезных изменений. Проект закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства» был разработан МВД еще летом 2021 года и все это время интенсивно обсуждался экспертными сообществами. Сейчас он, можно сказать, на финишной прямой: предполагается, что законопроект будет внесен в Госдуму до 1 июля текущего года, за полгода успеет пройти все рег­ламентные процедуры и вступит в силу уже с 1 января 2024‑го.

Впрочем, многие важные для людей изменения в миграционном законодательстве уже сделаны.

С момента, когда функции регулирования перешли к Главному управлению по вопросам миграции МВД, было принято 258 законодательных и нормативно-правовых актов, из них 22 — по поручению президента РФ, 122 — по поручению правительства, — рассказала собравшимся в Доме национальностей руководитель отдела этнодемографических и интеграционных процессов Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, советник руководителя Федерального агентства по делам национальностей, профессор Виктория Леденева.

Основной тенденцией изменений можно назвать либерализацию миграционных правил и цифровизацию всех процессов. Например, теперь стало возможным многолетнее законное нахождение в России мигрантов, работающих по патентам, а также их несовершеннолетних детей. Иностранные студенты-очники получили право работать без патентов и разрешений в свободное от учебы время, они теперь могут получать разрешения на временное проживание (РВП) и вид на жительство (ВНЖ) после окончания обучения, продлевать пребывание членам своих семей и рассчитывать на РВП при получении образования. Иностранцы — владельцы жилья в России могут выступать в качестве принимающей стороны и регистрировать других иностранных граждан, оформляя и продлевая миграционный учет через «Гос­услуги». Граждане Белоруссии, Украины, Казахстана и Молдавии получили право на ВНЖ в упрощенном порядке без дополнительных оснований. Также с этого года вид на жительство могут получать иностранные инвесторы и члены их семей. Для квалифицированных специалистов по профессиям из списка приоритетных сокращен срок получения гражданства — с трех лет до года.

Отдельным категориям иностранцев предусмотрена возможность смены заявленной цели въезда (например, с частной на работу) — для этого уже не нужно будет выезжать из РФ или специально обращаться в управление по вопросам миграции МВД, подтверждением будет патент или, в случае с гражданами стран — членов ЕАЭС, уведомление от работодателя о заключенном с мигрантом трудовом договоре. Выходцы из Киргизии, где русский язык является официальным, получили право ездить по РФ с «родными» правами. Вместе с тем повышена уголовная ответственность за организацию незаконной миграции. А для участников государственной программы переселения соотечественников принято решение ввести с 1 января 2024 года тестирование на знание русского языка.

Иди за ID

Как отметила Виктория Леденева, в проекте закона существенно расширяются возможности допуска иностранцев на рынок труда РФ: они смогут работать у юридических и физических лиц, у индивидуальных предпринимателей, а также сами становиться самозанятыми и ИП.

Одно из важнейших нововведений — единая ID-карта, которая заменит все нынешние бумажные документы, ее цифровая версия с электронной подписью, а также мобильное приложение, куда можно вносить текущую информацию о деятельности мигранта (актуальность трудового договора, наличие штрафов, оплата налогов и т. д.). Собственно, что‑то подобное в разных регионах уже существует. Петербург стал первым субъектом РФ, где появилась специальная банковская карта для иностранных работников — «Электронная карта трудового мигранта». Но пока это только банковская карта с несколько расширенным функционалом плюс мобильное приложение «Забота». Она не заменяет бумажные документы — их мигрант должен по‑прежнему носить с собой на случай полицейской проверки.

Идентификационная карта иностранного гражданина, прописанная в законопроекте, будет включать биометрическую регистрацию, фотографию, номера ИНН и СНИЛС, информацию о мед­осмотре, трудовом договоре, оплаченных налогах, вынесенных штрафах и т. д. Все это будет находиться в единой государственной информационной системе (ЕГИС), а стало быть, станет доступным для проверки как уполномоченными органами и ведомствами, так и самим мигрантом — он сможет отслеживать свой статус онлайн, не рискуя пропустить срок, штраф или совершить иную ошибку. Имея такую карту, иностранец сможет зарегистрироваться как самозанятый. Наличие аккаунта в государственной информационной системе станет обязательным для долгосрочного пребывания в России. То есть только зарегистрировавшись на «Госуслугах» и внеся все свои данные, он сможет получать эти самые услуги. Например, оформить ребенка в детсад или школу, получить необходимую справку… Встать на миграционный учет и получить ID-карту иностранец должен в срок до 30 дней.

Он сможет самостоятельно подавать уведомление о прибытии, используя ЕГИС и мобильное приложение. В проект заложена норма, в соответствии с которой иностранец будет учитываться по месту своего фактического нахождения, а не регистрации. Причем предполагается, что он будет указывать адрес сам через мобильное приложение, даже если он зарегистрирован у юридического лица. Об уведомительной системе через портал госуслуг, когда иностранец регистрируется работодателем по месту работы, а о месте жительства сообщает сам, мечтали многие связанные с трудовой миграцией общественные организации. Но как это будет работать на практике, пока не понятно даже им. Потребуется ли согласие принимающей стороны по новому закону или мигрант может вписать любой адрес? Да и к чему это может привести…

Виртуальный наем

Еще одна принципиальная новация в законопроекте — реестры. Предполагается ведение двух базовых — иностранных работников и работодателей, привлекающих иностранцев. Механизм их действия разработчиками представляется так: мигрант, желающий устроиться на работу, регистрируется в соответствующем электронном реестре, как и работодатель, планирующий нанять приезжего. Наем на работу становится виртуальным, а общение — только через личные кабинеты. Работодатель заходит в свой аккаунт в информационной системе и вводит данные мигранта, которого он хочет принять на работу. Эти данные проверяются по контрольным спискам «рабочего» реестра, после чего, если все документы в порядке, генерируется сообщение иностранному гражданину о запросе на наем. Он нажимает кнопку «подтвердить», и работодателю приходит ответ — работник согласился на его условия. После чего они встречаются и заключают трудовой договор.

В проекте закона предусмотрены и другие реестры, их может быть до восьми штук — реестр тех, кому въезд в РФ ограничен, реестр недобросовестных приглашающих и принимающих лиц, реестр недобросовестных работодателей…

Виктория Леденева признает, что некоторые эксперты опасаются возможных проблем:

В целом понятно, как и за что недобросовестного работодателя будут вносить в соответствующий реестр, но вот кто и как потом его исключит из реестра, в какие сроки и при каких условиях, никто пока не понимает. Запрет на въезд нам показал, насколько сложно бывает отменить ограничения, — поясняет она.

В числе новаций в законе, которые могут упростить жизнь ми­грантов, — отмена экзамена по русскому языку, основам законодательства и истории России для оформляющих патент. В 2022 году всего 35 % трудовых мигрантов получили разрешение на работу без подтверждения владения русским языком, значит, новая норма, если она будет принята, обрадует основную часть прибывающих к нам иностранных рабочих.

Вместе с этим МВД предлагает ввести балльную систему оценки уровня знаний русского языка и успехов в адаптации, которые бы стимулировали приезжих не административно, а экономически — через снижение налогового платежа. Например, владеет человек базовым уровнем русского, плата НДФЛ у него снижается на 10 %, при среднем уровне — на 15 %, при высшем — на 20 %, если же он носитель русского языка, то платеж планируют снизить наполовину. Но при совершении иностранцем административных правонарушений все эти скидки будут аннулироваться.

Пока все это, правда, только предложения, по которым идут бурные дискуссии в Госдуме, экспертном сообществе и СМИ. Какие из них останутся в окончательном варианте и станут буквой закона, станет понятно совсем скоро.

Законопроект разрабатывается уже четвертый год, — говорит Виктория Леденева. — Сейчас в нем 185 страниц, а еще четыре месяца назад было 300. Он обсуждается, совершенствуется. Но замечаний к нему все еще очень много.