С юности и по сей день я была и остаюсь фанатом хорошего кино.
Наверное, именно поэтому сейчас по большей части смотрю советские фильмы. Не потому, что они советские, а потому, что на двадцатилетие с середины 60х до середины 80х приходится рекордное количество киношедевров советского кинематографа , которые с уверенностью можно причислить к мировым фильмам высочайшего класса.
Вчера меня попросили посоветовать какой-нибудь фильм на вечер И так как просил человек, близкий к искусству, на ум пришел фильм УСПЕХ Константина Худякова, 1984 года выпуска. Вспомнив, пересмотрела сама его в очередной, шестой, наверное, раз. По ходу просмотра возникло много разных мыслей, которыми спешу поделиться.
Фильм УСПЕХ числится в моих любимых. Я бы не постеснялась назвать его выдающимся. Причем по всем пунктам. И сюжет, и букет актеров с блестящей игрой, и музыка, и художественная, и операторская работа. Тонкий, филигранный, на нюансах и на разрыв. Да, вот так, все одновременно.
СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ. О чем кино? Вообще-то, огрубляя, можно сказать, что это кино на производственную тему)) Только производится в нем, в данном случае, спектакль. Ну, конечно , в производстве ведь важнее и интереснее всего что? Правильно - человеческие отношения. А человеческие отношения это всегда субстанция меняющаяся ,текучая, преобразующая. Глубоко убеждена, что, вообще, фильм не фильм, если в ходе сюжета, с героями не происходит какой-то катарсис. Если задуматься, то все лучшие фильмы именно об этом внутреннем преоображении. И этот фильм тоже о том же. О том, как непросто идти против сложившихся стереотипов, как сложно существовать в системе взаимоотношений в такой тонкой сфере , как театральная закулисье, О том, что есть настоящее искусство и как оно не терпит суеты и равнодушия. О том, как непрост путь рождения чего-то настоящего, и как это настоящее (если это, правда, оно ) раскрывает и увлекает людские сердца. И делает людей пусть немного, но безвозвратно другими. А иногда меняет кардинально. И не все выдерживают.
Вообще, артисту играть артиста, наверное, не самая простая задача. В этом кино все справляются с ней на самый высший балл. Знаю еще один прекрасный на мой взгляд фильм об артистах ,уже из нашего времени ,но пока не буду раскрывать интригу. Расскажу о нем при случае.
АКТЕРЫ
В главной роли Филатов. Его игра всегда на разрыв. Причем, его жизнь подтвердила эту истину буквально. Тончайшие движения, игра одними глазами, интонациями голоса - замираешь от восторга. Плюс Фрейнлих, Дуров, Збруев, Ромашин, Удовиченко и другие. Звездный букет.
Чего только стоит его сцена с Фрейндлих-Арсеньевой-Аркадиной в ее гримерке.
Тончайшие нюансы творческих и личностных взаимоотношений всесильной провинциальной примы и молодого столичного, явно талантливого, режиссера выписаны филигранно.
Как он чувствует ее скрытые женские и актерские клавиши, и как она изящно и по-королевски снисходительно уступает... Это что-то невероятное! Фрейндлих, которая не является, строго говоря, красавицей в каноническом смысле, здесь прекрасна настолько, что Моника Белуччи (которую обожаю не меньше и считаю прекраснейшей из актрис) легко может подвинуться.
Или драматическая роль Льва Дурова. Милый, обаятельный человек, прекрасный актер (по сюжету) . Но не Тригорин! И в этом его трагедия. Тот случай, когда театр перетекает в жизнь и, к сожалению, для него все завершается трагически.
Или Збруев. Его герой удобно устроился в жизни, но и у него есть та "обратная сторона луны ,которая делает его личность объемной, а не плоской, и о которой , он до поры не подозревал, или попросту забыл. Но играть Треплева сытому не получится. Нерв ,нужен нерв, за который дергает режиссер. Фраза "искусство требует жертв" в этом фильме идет красной строкой.
Вообще, фильм навевает мысли о том, что считать Искусством с большой буквы, а что коньюнктурой на потребу момента. Много философских вопросов возникает по ходу сюжета. И то ,что успех всегда сопряжен с потерями, и то, что истинное искусство обезоруживает, сдувает панцирь со сколько-нибудь талантливых и сплачивает их в единый организм. В финале тебя накрывает той (модное нынче слово) синергией, слиянием многих в одно до спазма в горле. Так всегда происходит, когда цель высока.
МУЗЫКА. Музыка в этом фильме - полноправный персонаж. Она то тревожна до трагизма, то интригующе маняща, то дарит слабую надежду, то освобождаясь от наносного, взмывает ввысь в романтическом вальсе... Но ноты драматизма присутствуют неизменно. Ну что ж, так и в жизни - все сложно...
ВИДЕОРЯД. Операторская работа заслуживает отдельного респекта. Кстати, если кто интересуется художественной стороной фотографии, то очень полезно смотреть хорошие фильмы. Отдельным зрением рассматривать кадры фильма. В хорошем кино обязательно присутствует классный оператор, без него никак. Там ни одной линии, ни одного цветового или светового пятна не появляется в кадре случайно. Все выверенно, выстроено и ненавязчиво, но активно работает на главную идею фильма.
Как в финале работают тени... В чем-то даже сюрреалистично выглядит режиссер , который ходит за сценой, слышит реплики, доносящиеся с премьерного спектакля, а мимо него проносятся, как тени, живые персонажи-актеры, на минутку забегающие в гримерку. Но они в этот момент не совсем актеры, они те персонажи ,которых они играют. Так и пересекаются на мгновения эти параллельные миры. И только создатель их - режиссер - стоит двумя ногами и тут, и там.
А вот любопытно, только мне, интересно после просмотра понравившегося фильма поразмышлять, что, собственно, хотел сказать фильмом режиссер? Если мне фильм понравился, зацепил ,я почти всегла об этом отдельно думаю. Иногда хороший фильм даже сам по себе расширяет рамки первоначального замысла режиссера и становится более глобальным. Искусство, оно такое. Живое.
Если как и я, любите хорошее, содержательное кино, а УСПЕХ не смотрели, очень советую. А если видели раньше, напишите свои впечатления в комментариях. Кстати ,если смотрели давно, то со временем в знакомом кино открываются новые слои и глубины, так что можно пересмотреть, если есть время и желание.
Жду ваших комментариев.
Напишите, если вам было интересно читать мои рассуждения о фильме.
Постараюсь не забрасывать эту рубрику.
И до новых встреч!
Ваша Шляпница, кинолюбительница и немножко кинокритик.