Перед прочтением ознакомьтесь с другими статьями о Казанском соборе:
Казанский собор. Первый храм и проект крепостного Воронихина.
Легенды Казанского собора: массонский храм и крах династии
Казанский собор. Памятник воинской славы.
Внутри Казанского собора установлено 56 монолитных колонн из розового финского гранита. Гранит добывали на берегах Финского залива и процесс был трудоемким и требующим сноровки. Мастером каменотесом был Самсон Суханов.
Сначала колонны выламывали, затем они проходили первоначальную обработку. Затем с помощью катков их погружали на баржи, доставляли в мастерскую в Санкт-Петербурге, где они приобретали окончательный вид. После этого их доставляли на стройку и устанавливали. Как и в Исаакиевском соборе, так и в Казанском сначала были установлены колонны, а затем началось возведение внешних стен.
Колонны делят собор на три нефа. Центральный неф шире боковых в четыре раза. Над ним сделан полуцилиндрический свод, украшенный металлическими цветами. Они имеют свое отражение в мраморном мозаичном поле.
В соборе установлены памятные таблички: в честь архитектора - А.Н. Воронихина и руководителя строительства А.С. Строганова; а также в честь Павла I (издал указ о конкурсе на лучший проект собора) и Александра I (при нем собор был заложен и потом освящен).
27 сентября 1811 года собор был освящен и в него была перенесена главная святыня - образ Казанской иконы Божией Матери. Сначала с иконой обошли вокруг собора, а затем поместили в подготовленный резной иконостас.
Проект первого иконостаса принадлежал Воронихину, но он был деревянным и быстро был утрачен. Следующим иконостас был сделан Константином Тоном. В его отделке присутствовало трофейное серебро, которое было конфисковано у французов во время войны с Наполеоном. Его в дар Казанскому собору передал князь Кутузов. Но в советское время он был утрачен, его переплавили в слитки и монеты. А современный иконостас является точной копией иконостаса Тона.
Главное место в иконостасе отдается святыне храма - списку Казанской иконы Божией Матери. Икона была обретена благодаря девочке Матроне, которая проживала в Казани. Она была дочерью стрельца. В 1579 году происходит пожар, который превращает город в пепел. Девочке снится сон, в котором к ней приходит Богоматерь и указывает место, где сокрыта икона.
Девочка нашла икону в указанном месте. Это было 8 июля 1579 года. Ежегодно День явления Казанской иконы считается общецерковным праздником.
Над могилой фельдмаршала Кутузова находится картина художника Алексеева, изображающая по описанию самого автора: «Чудо отъ иконы Казанскія Богородицы въ Москве». В 1611 году народное ополчение Минина и Пожарского шло на Москву освобождать ее от польских интервентов. Три дня русские молились над этой иконой. Сражение было выиграно.
В Петербург иконы привезла царица Прасковья Федоровна. Долгое время думали, что это был тот самый московский список иконы, который помог Минину и Пожарскому. Но сейчас установлено, что Прасковья Федоровна привезла другой список. Считается, что пока икона находится в Санкт-Петербурге, то нога врага на эту землю не вступит.
В Казанском соборе три алтаря. Главный освящен в честь Казанской иконы Божией Матери; северный — преподобных Антония и Феодосия Печерских, а южный — Рождества Пресвятой Богородицы. В Казанском соборе существует небольшой пещерный зимний придел священномученика Гермогена, патриарха Московского. Там находится огромная купель, где крестятся взрослые.
Рядом с одним из подкупольных пилонов находится Царское место. Оно изготовлено из тивдийского мрамора по проекту Воронихина.
В 1803 году Воронихин передал заказ в Академию Художеств на написание живописных произведений для собора. Над их созданием работали лучшие художники России.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
И обязательно ознакомьтесь:
Строгановский дворец. Часть 1. История дворца и рода Строгановых
Исаакиевский собор в годы Блокады. Как музейные экспонаты спасали в сырых подвалах храма?
Как строили Исаакиевский собор в Петербурге?