Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Рукотворные экономические проблемы Польши

По итогам июня Польша вышла на первое место в ЕС по уровню инфляции, обогнав по этому показателю Литву. За первый месяц лета цены в Речи Посполитой выросли в годовом исчислении на 11,5%, что примерно в два раза выше средних показателей Евросоюза.

Согласно оценкам западных финансовых экспертов, польское правительство приняло ошибочное решение отказаться поднимать процентную ставку, как это сделал Европейский банк. Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий объяснил экономический провал не ошибкой монетарной политики, а «российской военной агрессией», умолчав при этом о разрыве экономических связей с Россией, что, безусловно, явилось одним из решающих факторов ослабления польской экономики. Инициаторами же разрыва стали сами польские власти.

Значительные проблемы в экономике Польши впервые были отмечены в середине весны 2022 года, когда национальная газотранспортная корпорация отказалась оплачивать услуги «Газпрома» в рублях, что одномоментно привело к росту государственных расходов на импорт газа на 160%. Только это не помешало польскому правительству, одному из первых в Европе, полностью отказаться еще и от импорта российского угля, доля которого в структуре импорта этого вида топлива оценивалась почти в 50%. Зато руководство Польши не прочь было потратиться на импорт угля из Колумбии, Австралии и Индонезии, что привело к дополнительным расходам, но так и не спасло от угольного кризиса.

Как оказалось, экономические власти страны пошли еще дальше в обеспечении энергетической безопасности от России, отказавшись от импорта российской сырой нефти в пользу ближневосточной. Руководство государственной нефтеперерабатывающей компании ORLEN в мае этого года, в связи с этим признало, что покупает нефть из альтернативных источников на 30 долларов дороже российской.

Результат отказа от российских энергоресурсов не заставил себя ждать: только польские железные дороги, не говоря о других отраслях экономики, оказались на грани банкротства, потому что у правительства не оказалось средств на поддержку железнодорожных перевозок, которые ранее датировались государством в фиксированном объеме.

Отказ от допуска в Польшу автопоездов с белорусскими и российскими номерами привел к таким же ответным мерам со стороны наших правительств, а на автомобильном транзите между ЕС и Россией польские перевозчики ежегодно зарабатывали до 8 млрд евро. Сейчас эти средства рискуют никогда в Польшу не вернуться.

Зато расходы на оборону были увеличены в два раза, включая дополнительное укрепление границы с Беларусью и Россией и начало формирования новых воинских соединений.

Даже без этих неоправданных, с точки зрения обывателя, убытков, Польша со времени своего вступления в Евросоюз являлась одним из основных «евроиждивенцев», чьи бюджетные расходы покрывала Германия. Но в прошлом году германские доноры столкнулись с такими же экономическими трудностями, что и поляки, поэтому перечисление Варшаве «полагающихся» 35 млрд евро повисло в воздухе. В самой Варшаве, в связи с этим, все чаще начали говорить о репарациях, которые Германия не выплатила за ущерб, нанесенный в годы Второй мировой войны, что еще больше раздражает Берлин. Судя по всему, ни одних, ни других денег в Польше не дождутся.

Выход остается один — отказ от политики, проталкиваемой США и Евросоюзом, и нормализация отношений с Беларусью и Россией.

Автор: Александр Черный