Режиссер монтажа Саша Юрага, автор Дзена Николай Крупатин и видеоблогер Лера Любарская разбирают лайфхаки, которые помогут зацепить аудиторию и повысить досматриваемость.
Содержание
Информативность видео — самый важный аспект. Ролик, снятый без смысла, вряд ли заинтересует пользователей, и досматривать его они точно не захотят. Поэтому важно на этапе планирования продумать сценарий и расставить крючки.
«В длинных видео обязательно в самом начале нужно анонсировать сюжет: что ждет людей в этом ролике. Чтобы удержать внимание, какую-то загадку, тот самый крючок необходимо поставить в середине сюжета, а затем уже перейти к пушистому описанию развязки истории. Идеально, если в сценарии есть курьез или определенное противостояние: хороший — плохой, добро — зло, победа — поражение. При этом важно чистить содержание: избавляться от лишних фраз, тавтологии. Мысль должна быть изложена кратко и понятно».
«В затравке можно рассказать, что в конце видео вы разыгрываете 10 тысяч или классный приз, связанный с сюжетом. Для этого вы, например, должны заметить три каких-то предмета. Главное — не обманывать и действительно быть готовым потом этот приз вручить!»
Монтаж
Чтобы видео интересно было смотреть, оно должно быть динамичным. Можно использовать видеовставки или изображения по теме сюжета. Например, мемы, титры, стикеры.
«Старайтесь создавать видео, где меняются локации, персонажи, постоянно происходит движение. Хороший пример — ролики Влада А4. Они нагружены действиями, и их досматривает большое количество людей».
«Может быть достаточно и одного плана, особенно если пользоваться лайфхаком с паузами. Вот вы отсняли себя в кадре, а дальше будете убирать паузы, неудачные моменты, появятся разрезы в видео — джампкаты. На склейке можно увеличивать кадр или, наоборот, уменьшать. Так переходы будут менее заметными и картинка станет более ритмичной.
Если ролик посвящен какой-то одной вещи, то можно обойтись одним планом спикера и дополнительно подснять эту вещь. Например, ролик про губную помаду: можно снять себя просто в кадре, затем снять, как автор красит губы, смотрится в зеркало, улыбается в камеру, а еще добавить крупные планы самой помады, ее упаковки.
Но с переключением планов нужно быть осторожнее: слишком частая смена картинки тоже утомляет зрителя. Монтаж, как в музыкальных клипах, сложно воспринимать дольше трех-пяти минут. Если изображение будет меняться слишком часто в течение получаса, досмотреть такое видео вряд ли смогут все пользователи».
Звук и настроение
Хорошее видео может дополнить музыка: она задает настроение и атмосферу. Но если ролик снят в формате интервью или монолога, то накладывать треки на все видео целиком не стоит, лучше использовать ее в тех моментах, где она может подчеркнуть содержание: добавить драматизма или, наоборот, снять напряжение.
«Можно добавлять в ролики смех, аплодисменты, фанфары, крики — что угодно, если это позволит зрителю не заскучать. Не стоит пренебрегать закадровым голосом. На примере той же помады: сначала автор показывает себя в кадре, а затем пользователи видят крупный план рук героя, который эту помаду раскрывает и за изображением объясняет все плюсы и минусы этого продукта».
«Зрители любят эмоциональную составляющую. Чем эмоциональнее я прохожу игру, тем вовлеченнее люди смотрят видео. Когда я эмоционирую по самое не могу, то набираю до миллиона просмотров. Зрители хотят прочувствовать, как они сами реагировали бы на эту ситуацию. Другой пример — Дима Куплинов, который орет на пугающих моментах в игре, смеется над тупыми шутками или декламирует что-то: люди находят в этом себя».
Качественная картинка
Важно, чтобы зрителя не раздражал тусклый свет, который заставляет вглядываться в кадр, посторонние шумы и неразборчивые слова. Даже если тема видео интересная, смотреть это никому не захочется. Возьмите телефон с хорошей камерой, поставьте его на штатив, подсоедините самый простой петличный микрофон, подсветите себя круглой лампой или естественным светом. Такой набор позволит создать оптимальный кадр, показать лицо человека, его эмоции и записать голос.
«Если помещение черное и блогер наденет, например, черную рубашку, то он сольется с пространством. Поэтому лучше подбирать одежду в цветовой гамме пространства, где снимается ролик, но при этом нужно выделяться из общего фона.
Чем меньше мусора в кадре, тем легче видео будет восприниматься. Обилие мелких предметов, беспорядок на фоне могут отвлекать зрителя. Контент-мейкеры рекомендуют убрать все лишнее и поставить фоном какую-нибудь цветную лампу».
Погружение
Если сценарий интересный, монтаж динамичный, эмоции на пределе, то смотреть такое видео можно долго — как полноценный документальный фильм. Зрители готовы тратить полчаса, час и даже больше, если видео погружает в атмосферу дружелюбного общения, будто бы вы сидите рядом с хорошим знакомым, вместе готовите, играете в видеоигру или рассматриваете его личные вещи.
«Когда я создаю 10-минутные видео, их смотрят не так охотно: зрители включают, видят, что я хочу рассказать что-то быстрое, и выключают. А когда я снимаю длинные прохождения, обзоры или просто озвучиваю какие-то свои мысли, люди смотрят от 20 минут и дольше. Многим нравятся длинные форматы, потому что они погружают в атмосферу. Можно, например, смотреть фоном видео Карины Каспарянц или Юли Пушман и проживать жизнь вместе с девочками».