Агентство по защите и развитию конкуренции Казахстана (АЗРК) предлагает ввести в нашей стране государственное регулирование цен на услуги сотовой связи, сообщил Zakon.kz
Это предложение, как и ряд других, содержатся в консультативном документе регуляторной политики к проекту закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам конкуренции».
Документ размещен на сайте Открытые НПА для публичного обсуждения до 27 июля.
Какие доводы приводит АЗРК для обоснования своего предложения о государственном регулировании цен на услуги сотовой связи?
Во-первых, в документе указывают на жалобы казахстанцев на повышение цен операторами «Билайн» (ТОО «Кар-Тел») и Теле2/Altel (АО «Казахтелеком»), а также зафиксированные МЦРИАП случаи ненадлежащего качества услуг сотовой связи в Казахстане.
Во-вторых, это попытки операторов связи оспорить в судебном порядке ряд решений и запросов Агентства по поводу тарифов на услуги связи:
«… операторы всячески злоупотребляют своими процессуальными правами, оспаривая предусмотренные законодательством меры реагирования антимонопольного органа…»
В-третьих, АЗРК ссылается на тот факт, что до 2017 года сотовая связь регулировалась в Казахстане Министерством цифрового развития, инноваций и авиакосмической промышленности.
На какой срок АЗРК предлагает ввести в Казахстане государственное регулирование цен на услуги сотовой связи?
В документе нет чёткого ответа на этот вопрос, а содержится только очень расплывчатая формулировка: «… до момента полной демонополизации рынка». Вероятно, что АЗРК оставляет за собой право не только судить о степени монополизации телекоммуникационного рынка страны, но и определять критерии его полной или неполной демонополизации.
Здесь нужно обратить внимание на тот факт, что, по мнению аналитиков АЗРК, все беды рынка мобильной связи в Казахстане проистекают из его монополизации государством.
Вероятно, данный вывод аналитики АЗРК сделали на том основании, что национальному оператору связи АО «Казахтелеком» принадлежит 51% акций АО «Кселл» и 100% в объединенной компании Tele2/Altel.
В чём плюсы государственного регулирования цен на услуги сотовой связи, по мнению АЗРК?
Цитата из документа: «Прозрачное ценообразование и доступность услуг для потребителей».
Здесь необходимо сделать ремарку и указать на тот факт, что Казахстан занимает 16 место в мировом рейтинге стран с самым дешевым мобильным интернетом от британского Cable.co.uk (и второе место в мире по самой низкой цене на широкополосный «домашний» интернет — мы писали об этом ранее ).
Средняя стоимость 1Гб мобильных данных в Казахстане и Узбекистане составляла на 2022 год $0,37, дешевле наших были цены, например, в Пакистане, Молдове и Кыргызстане, а дороже — в остальных 217 странах и территориях мира.
В чём минусы государственного регулирования цен на услуги сотовой связи, по мнению АЗРК?
Цитата из документа: «Снижение инвестиционной привлекательности [отрасли]».
Интересно здесь то, что АЗРК открыто признает возможность негативного влияния госрегулирования на отрасль мобильной связи в Казахстане. И то, что госрегулирование хотят ввести именно в тот момент, когда два мобильных оператора начали строительство сетей нового поколения связи по технологии 5G. И явно рассчитывают на возврат огромных затрат на покупку у государства лицензий на 5G и строительство принципиально новых сетей передачи данных, путем установления специальных тарифов для абонентов 5G.
Необходимо обратить внимание на следующие моменты.
Во-первых, в декабре 2022 года Министерство цифрового развития, инноваций и авиакосмической промышленности Казахстана провело открытый аукцион по продаже двух лицензий на сотовую связь 5G.
Победителями стали мобильные операторы Kcell и Tele2/Altel, заплатившие государству ₸156,1 млрд.
Проигравшей стороной стал Freedom Holding Corp Тимура Турлова (подтверждение см. здесь), а четвертый участник в лице Beeline (ТОО «Кар-Тел») так и не сделал ни одной ставки на аукционе.
Во-вторых, мобильные операторы Kcell и Tele2/Altel (дочерние компании АО «Казахтелеком») находятся под полным контролем со стороны ФНБ «Самрук-Казына», который принимает ключевые решения по планам развития АО «Казахтелеком» и одобряет все крупные сделки последнего, включая как куплю-продажу долей в тех или иных компаниях, так и лицензий на 5G за ₸156,1 млрд.
То есть, фактически, уровень монополизации рынка сотовой связи в Казахстане полностью зависит от политики ФНБ «Самрук-Казына», совет директоров которого возглавляет премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов, а членами являются первый заместитель руководителя администрации Президента РК Тимур Сулейменов и министр национальной экономики Алибек Куантыров.
Забавно, не правда ли? Государственный орган управления в лице АЗРК борется против монополизации рынка государством в лице правительства Казахстана и готов ради этого рисковать будущим всей отрасли сотовой связи.
Может быть чиновникам проще сесть и выработать единую политику в отношении как мобильной связи, так и рынка телекоммуникаций в целом, а не ставить под удар реальный бизнес? Который, к тому же, является единственным драйвером технологического развития Казахстана, о чём мы писали в конце июня.