Помните, в 1990-е были популярны разные «Энциклопедии для девочек»? Недавно увидела одну такую книгу в букинистическом магазине, прочитала её и пришла в ужас. На какой же токсичной мерзости нас воспитывали! Вот вам пример из этой "Энциклопедии" - типа нравоучительный рассказ для девочек (с моими комментариями). Цитаты выделила курсивом.
Анжела всегда носила большие кроссовки, оранжевые джинсы, ярко-желтую футболку и зеленую кепку. В холодное время года она немного утеплялась: под джинсы надевала теплые колготки, вместо футболки – коричневый или черный свитер, на голову, разумеется, – шапочку. <...> Других вариантов она себе просто не представляла, считая примерно так: «Я – это я, почему я должна менять себя в угоду каким-то правилам и традициям!?»
И была абсолютно права. Ну да, одевалась Анжела ярко, но ничего ужасного в её стиле я не вижу. В том же тексте сказано, что родители девочки - художники. В творческой среде вообще принято одеваться необычно.
Однажды Анжеле не повезло влюбиться в мальчика Валеру, который одевался всегда аккуратно, причем следил за своей одеждой сам, за помощью к маме старался не обращаться.
Очень скоро Валера проявил свою козлиную токсичную натуру:
Поболтав с девочкой во время нескольких танцев, Валера понял, что ей совершенно безразличны окружающие люди. Что она может прийти в таком кричащем наряде на любое событие: на поминки, на свадьбу, на первое свидание. «Почему она так одевается? – недоумевал Валера. – Ну неужели можно настолько не видеть себя со стороны, не понимать, что она выглядит совсем непривлекательной из-за этого?» И решил он Анжелу проучить!
Проучить он решил девочку, которая ему не сделала ВООБЩЕ НИЧЕГО ПЛОХОГО. Она пришла в неподобающем виде на свадьбу его тёти или похороны его любимой бабушки? Нет? Ну и оставил бы Анжелу в покое. Отдельный вопрос: а какого чёрта мальчик Валера возомнил себя иконой стиля? Авторы говорят, что он одевается аккуратно, нет ни слова о том, что у него великолепный вкус. Хотя, будь этот Валера даже Карденом и Диором в одном флаконе, он всё равно не имел бы права лезть к другим с нравоучениями.
В один теплый весенний день Валера пригласил счастливую девочку в оперный театр, места им достались в небольшой боковой ложе. Но Анжела не знала, что все остальные места в этой ложе были заняты Валериными приятелями, его родителями и их друзьями. Он рассказал им об Анжеле и о своем плане.
Бедная Анжела. Приятели, родители и друзья придурка ему под стать - никто не додумался сказать: "Валера, тебе больше нечем заняться? Отстань от девочки".
Погасла сверкающая люстра, огоньки в ложах, и тут Анжела начала страдать так, как не страдала еще никогда в жизни. Со всех сторон ложи раздавался шепот: «Какой ужас!.. Да что же это такое, как она могла в таком жутком наряде прийти в театр?!. Возможно, она не совсем здорова?.. Или перепутала здания, и ее ждут около кинотеатра?
Это сборище му... флонов так увлеклось травлей бедной девочки, что напрочь забыло про два правила приличия: не разговаривать во время спектакля и не критиковать чужой внешний вид.
Давайте спросим ее, вдруг это правда?.. А что она всегда так ходит? Ну тогда ее необходимо вывести из помещения… Видно, она не понимает, что не уважает саму себя, так одеваясь!.. А нам каково, это безобразие не дает на сцену смотреть!..
Так не смотрите, идиоты. Очень интересно, чем вам помешали чужие цветные джинсы и большие кроссовки. Особенно если учесть, что свет погас и всё равно толком не видно, кто во что одет.
В антракте Анжела тихонечко ушла домой и рассказала маме о том, что с ней произошло. Та была очень рада откровенному разговору, потому что никак не могла убедить дочь одеваться немного разнообразнее.
То, что у дочери неслабая психологическая травма, маму, очевидно, не волновало. Главное - "правильный" внешний вид.
После вечера в театре Валера и Анжела больше не встречались, только приветливо здоровались друг с другом. Интуитивно девочка чувствовала, что он каким-то образом причастен к той неприятной истории в театре. Но, конечно же, считала, что все ей кажется.
Валера - не просто козёл, это уже готовый абьюзер. Он не просто грубо нарушил личные границы Анжелы, подвергнув её жестокому психическому насилию. Он ещё и действовал настолько грамотно, что девочка не думает его винить, хоть и догадывается, что дело нечисто. А ещё очень заметно, что Валера подобрал себе подходящую жертву. Анжела явно из токсичной семьи. Об этом говорит и реакция её матери на случившееся, и то, что девочка побоялась послать критиков на три буквы. Или хотя бы сказать им, чтобы не мешали ей смотреть оперу.
А мы ещё удивляемся, почему среди наших подруг, родственниц, да и среди нас самих столько жертв физического и психологического насилия. Потому что нас воспитывали на таких вот рассказах и историях из жизни и не учили блюсти свои границы.