«Евтихия, гречанка с прекрасными манерами, 2 асса» — данная содержательная надпись взята со стен Помпеи и рекламирует секс на продажу, пишет британский журнал Aeon. Этот древнеримский город уже был очень старым, когда в августе 79 года нашей эры погиб в результате извержения вулкана Везувий — благодаря чему и сохранился для потомков. Надписи и изображения на стенах — одно из наиболее захватывающих свидетельств, сохранившихся после разрушения Помпей, причем абсолютно народного, а не литературного характера.
Надпись с именем Евтихии сообщает нам имя некой женщины, ее этническую принадлежность, цену и намек на то, как хорошо провести время, обнажая изнанку жизни древнего города, который теперь магнитом притягивает любознательных туристов и потребителей культурных ценностей. Краткое и емкое объявление почти 2000-летней давности подталкивает нас к более глубокому пониманию жизни народа Помпей, но в то же время порождает куда больше вопросов, чем ответов о самой Евтихии и городской проституции в целом.
Многолюдные солнечные Помпеи не скрывают темной стороны — единственный официальный бордель города, известный как лупанар, является одной из его популярнейших достопримечательностей с главной изюминкой в виде секс-фресок. В реальности жизнь работавших в борделях женщин была мрачной: большинство из них были рабынями, не имевшими особого выбора, будучи в полной власти владельцев и клиентов. Какой же режим был установлен для проституток-рабынь лупанара?
Рабам отказывали в добровольной любви и интимной жизни, но при этом принуждали к размножению (источник новых рабов), а женщин — еще и к сексу для помощи в контроле над рабами-мужчинами. Надругательства и изнасилования со стороны владельцев были главной уязвимостью рабов вне зависимости от пола и возраста. Их секс-использование воспринималось как нечто само собой разумеющееся, особенно в отношении домашней прислуги, которая всегда была под рукой. Гораций написал на эту тему целую оду, в которой советовал другу не стыдиться любви к рабыне и вдохновляться примером Ахиллеса и других героев, которых это не останавливало.