Найти тему
KUDAGO: Москва и Петербург

От Воздухоплавательного парка до «пяти стаканов»: история аэропортов в Петербурге

Оглавление

В этом году Россия празднует столетие гражданской авиации. Для петербуржцев главной воздушной гаванью на протяжении многих десятилетий является «Пулково», но и до его появления в городе уже действовали несколько аэродромов. Рассказываем об истории аэропортов в Петербурге.

Первые испытания

Первый аэродром появился в конце XIX века между двумя железными дорогами — Царскосельской и Николаевской. Это был учебный воздухоплавательный парк, где испытывали аэропланы, а потом и первые самолёты, привезённые из Франции. После Октябрьской революции здесь открыли авиашколу, а потом территорию занял завод, где строили и ремонтировали различную военную технику.

-2

В одном из цехов во время Великой Отечественной войны ремонтировали «Катюш». Сейчас об аэродроме напоминает название железнодорожной платформы «Воздухоплавательный парк».

-3

Вторым (и самым большим в стране на тот момент) аэродромом стал Корпусный. Его открыли в 1910 году на территории современного парка Авиаторов. Здесь испытывали разные летательные аппараты и самолёты (включая первые русские модели) и даже проводили показательные полёты для публики.

-4

С 1928-м Корпусный аэродром получил статус международного: отсюда запустили рейс в Берлин с залётом в другие европейские аэропорты. Через несколько лет, когда гражданскую авиацию взял на себя Пулково, этот аэродром оставался учебным и в военные годы некоторое время использовался для ремонта, а после закрылся.

Практически одновременно с Корпусным, но на севере города, обустроили Комендантский аэродром. Неподалёку от него располагались здания Российско-Балтийского вагонного завода, где выпускали аэропланы отечественного производства.

-5

В биографии этого аэродрома есть трагическая страницы: в 1910 году авиатор Лев Мациевич во время показательного полёта на первом в России авиашоу разбился. Его самолёт развалился в воздухе и рухнул, шокировав зрителей. Есть версия, что именно это печальная история подвигла Глеба Котельникова на разработку ранцевого парашюта, испытанного на том же Комендантском аэродроме.

-6

В годы Великой Отечественной он сменил направление на военное, а в блокаду сюда доставляли грузы и эвакуировали людей. Полёты с аэродрома продолжались до 1963-го, пока район не начали плотно застраивать. Тем не менее проспект Авиаконструкторов или Испытателей, улица Парашютная и другие топонимы сегодня отсылают нас к истории Комендантского аэродрома.

Приземление на «Шоссейную»

С точки зрения комфорта ни Корпусный, ни Комендантский аэродромы не очень подходили для гражданской авиации, а когда было решено открыть Институт гражданского воздушного флота, задумались и о крупном удобном аэропорте. С 1931 года его начали строить между Пулковскими высотами и Окружной железной дорогой, а первым названием воздушной гавани было «Шоссейная», поскольку так же именовалась ближайшая железнодорожная станция.

Денег на строительство выделили немного, особенно в сравнении с бюджетом аэропорта в Москве. Будущая «Шоссейная» получила 613 000 рублей, зато помощь оказывали многие ленинградские предприятия.

-7

В результате 24 июня 1932 года на лётное поле аэродрома приземлились первые самолёты из Москвы с пассажирами, почтой и газетами. Аэропорт начал наращивать обороты: постепенно открывалось авиасообщение и с другими городами — Петрозаводском, Ухтой, Архангельском, Мурманском, Киевом. Были и полёты-развлечения: за деньги любой мог приехать на аэродром и подняться на самолёте в воздух, чтобы полюбоваться городом сверху.

-8

Построили и аэровокзал, вот только был он деревянный и не такой удобный, как планировалось изначально. Кроме того, он не справлялся с большим потоком пассажиров. У 1935 году стало ясно, что требуется новое здание, просторное и современное.

Забытый Майзель

Был объявлен конкурс на проект здания аэропорта, но работы участников раскритиковали. Тогда разработку поручили художнику-архитектору Генриху Майзелю. Строительство началось в 1937-м, когда сталинские репрессии набирали обороты. Майзель попал под раздачу: еврея, да ещё и беспартийного, обвинили в шпионаже, измене родине и чуть ли не покушении на первого секретаря Ленинградского обкома Жданова. О том, что архитектора в конце концов расстреляли, узнали не сразу.

Однако ленинградцы аэропорт ждали, ведь его же возводили, и об этом знали все! Но до войны его открыть так и не успели, хотя всё было готово: каменное здание, служебные помещения, ангары для самолётов. Пришлось перебазироваться подальше, на базу только что построенного аэродрома Ржевки (тогда он назывался Смольное). Этот аэродром был военным, но мог использоваться и в качестве пассажирского. Благодаря ему многим удалось эвакуироваться в блокаду.

-9

После Великой Отечественной пассажиров вновь обслуживала «Шоссейная», но здание аэропорта не открылось сразу, хотя в 1948 году рейсы выполнялись во множество городов Советского Союза. Только в 1951-м аэропорт (который мы знаем как «Пулково-2») наконец распахнул двери. Его достраивал Александр Гегелло, и долгое время его читали единственным архитектором здания. Репрессированного Майзеля никто нигде не указывал.

-10

Откуда взялись «Пять стаканов»

Первое каменное здание аэропорта активно использовали до 1980-х, однако с самого открытия было понятно, что его не хватит с учётом возросших объёмов авиаперевозок. На решение проблемы снова ушло немало времени: терминал «Пулково-1» открылся в 1973-м. Собственно, тогда и присвоили аэропорту современное название «Пулково» в честь местности, где он находится.

Это здание проектировал Александр Жук, и, возможно, оно ещё до официального открытия получило народное название «пять стаканов». Говорят, это творчество пассажиров проезжавших мимо электричек.

-11

Другая легенда гласит, что прообразом действительно послужил стакан, который якобы однажды перевернул Жук, а его примеру последовали коллеги. Ряд из стаканов подсказал концепцию аэропорта.

Так это или нет, сказать сложно, но строение получилось действительно необычным и инновационным, но главное — могло обслужить большой пассажиропоток. Архитектурное сообщество до сих пор считает «Пулково» одним из лучших проектов позднего модернизма.

Все прекрасно знают, что именно этот аэропорт сыграл самого себя в легендарной картине «Ирония судьбы, или с лёгким паром».

-12

В XXI веке здание перестраивали, был оборудован терминал, отвечающий современным требованиям. Аэропорт получил несколько международных премий, а по версии британского издания The Telegraph вошёл в десятку самых красивых в мире.

Сегодня «Пулково» — единственный аэропорт в Петербурге, обслуживающий пассажиров как на внутренних, так и на международных направлениях.

В разделе «Влюблённым в Петербург» вы найдёте ещё много всего интересного об истории, культуре, архитектуре и быте города на Неве.