Найти в Дзене
СВЯТЫЕ ONLINE

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ «РУССКОГО РОДЕНА» СЕРГЕЯ КОНЕНКОВА

10 июля 1874 года родился Сергей Коненков, скульптор, которого называли «русский Роден». В 1902 году выпускник Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге Сергей Коненков представил экзаменационной комиссии свою скульптуру «Самсон, разрывающий узы». Комиссии работа категорически не понравилась. Чиновники академии, как рассказывал скульптор, «вершками измеряли работу, не вникая в ее смысл». И пришли к выводу, что автор нарушил пропорции человеческого тела. За молодого скульптора вступились Илья Репин, Архип Куинджи, Владимир Беклемишев, учитель Коненкова. Сергею все-таки присвоили звание скульптора. Но отказали в заграничной командировке, которую предоставляли отличным выпускникам. А над статуей учинили настоящую расправу. Толпа служителей вынесла гипсового гиганта из здания академии. Дворники тяжелыми молотками стали крушить скульптуру. Остатки «Самсона» отвезли на свалку. Все это происходило под руководством маститых чиновников академии. Ме

10 июля 1874 года родился Сергей Коненков, скульптор, которого называли «русский Роден».

В 1902 году выпускник Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге Сергей Коненков представил экзаменационной комиссии свою скульптуру «Самсон, разрывающий узы». Комиссии работа категорически не понравилась. Чиновники академии, как рассказывал скульптор, «вершками измеряли работу, не вникая в ее смысл». И пришли к выводу, что автор нарушил пропорции человеческого тела. За молодого скульптора вступились Илья Репин, Архип Куинджи, Владимир Беклемишев, учитель Коненкова. Сергею все-таки присвоили звание скульптора. Но отказали в заграничной командировке, которую предоставляли отличным выпускникам.

А над статуей учинили настоящую расправу. Толпа служителей вынесла гипсового гиганта из здания академии. Дворники тяжелыми молотками стали крушить скульптуру. Остатки «Самсона» отвезли на свалку. Все это происходило под руководством маститых чиновников академии.

Между тем Коненков восхищался библейским героем, спасавшим свой народ от рабства филистимлян. Он к этому образу возвращался несколько раз в течение жизни. Но тот эпизод 1902 года произвел на него сильное впечатление. Отчасти поэтому, как пишут некоторые историки искусства, Коненков, уехавший в Москву, стал участником боев на Пресне в 1905 году.

Скульптуры Коненкова, действительно, имеют много сходства с произведениями французского скульптора Огюста Родена. Есть и биографическое сходство в их судьбах. Роден создал скульптуру «Призыв к оружию» – в память о войне между Францией и Германией в 1871 году. А Коненков лично снабжал пистолетами восставших на Пресне в 1905 году.

Но если говорить о творчестве, то по содержанию Коненков глубоко русский художник. А как и все великие русские, был человеком мира. У него есть прекрасные портреты Шаляпина, Рахманинова, Мусоргского, Плевицкой, Неждановой, Пушкина, Гоголя, Достоевского… И рядом с ними такие же потрясающие скульптуры Баха и Паганини. Есть Максим Горький и есть Альберт Эйнштейн. И все они – поистине «глыбищи», большие, великие люди.

Работы Сергея Коненкова
Работы Сергея Коненкова

Коненков дружил с Михаилом Пришвиным, писавшим о Боге, природе и о любви. Как-то, в разговоре с женой, Пришвин, уже серьёзно больной, видимо, предчувствуя скорый конец, выразил желание, чтобы Коненков создал на его могиле памятник. Вдова рассказала об этом разговоре скульптору. Он воспринял эти слова как последнюю волю покойного, и вскоре для могилы Пришвина был изваян памятник «Птица Сирин». Коненков говорил: «Птица Сирин в древней русской мифологии – птица счастья. Когда я думал о памятнике поэту природы, то ясно представлял себе: ведь каждая строка Пришвина вечно будет дарить людям счастье».

22 года, с 1923 по 1945-й, Коненков провел за границей, в основном в Америке. Но в 1928-м он работал в мастерской в Риме. Там создал несколько произведений на евангельскую тематику. Это «Петр», «Иоанн», «Иаков», «Иуда», «Пророк» («Лазарь, восстань!»), «Иоанн Креститель». Коненков за свою жизнь создал несколько скульптур Христа. Но, наверное, самое сильное впечатление производит «Сын человеческий».

Она – как мир, созданный Господом: могучая духовная сила, красота и гармония.