Наш отель находился недалеко от Ливадийского дворца. Мы посетили это место дважды. Первый раз с организованной экскурсией - приехали на автобусе, а второй, на следующий день, самостоятельно - прошли пешком от нашего отеля по берегу и поднялись в дворцовый парк. Поэтому я в этих публикациях объединил фото и видео, сделанные за два дня. Экскурсия, состоявшаяся 10 августа, была с посещением и осмотром интерьера дворца. Мы подъехали со стороны Севастопольского шоссе на улицу Батурина, где нас высадили и дальше наша группа следовала пешком. По ходу нашего продвижения ко дворцу мы задержались возле скульптурной группы Сталин-Рузвельт-Черчилль.
Памятник был открыт 5 февраля 2015 года. Эта скульптурная композиция воспроизводит известную сцену фотосессии лидеров "Большой тройки" антигитлеровской коалиции в итальянском дворике Ливадийского дворца в 1945 году. Общая высота композиции - 2 м, ширина - 6 м. Бронзовая композиция весом около 10 тонн была создана российским скульптором Зурабом Церетели в 2005 году в Москве. Памятник установлен на площадке возле столовой санатория "Ливадия".
Нас привели на площадку с тыльной стороны дворца, где находятся несколько интересных объектов. Начнём по порядку. Российская история этой части побережья началась в 1834-м году, когда граф Потоцкий построил здесь свою усадьбу и разбил около неё большой парк. В 1861 году усадьбу приобрёл Александр II. Для новой южной царской резиденции архитектор Ипполит Монигетти перестроил дом Потоцкого в Большой дворец, возвёл рядом с дворцом Крестовоздвиженскую церковь, Свитский корпус и кухню. Для наследника престола был построен Малый дворец.
Царская семья приезжала в Ливадию в сопровождении свиты и министра Императорского двора, которые размещались в корпусах: Гофмаршальский и Большой Свитский. Благоухающая глициния оплетает вход в Гофмаршальский дом. Здание построено архитектором И. Монигетти в 1860-е годы.
Напротив него расположился Министерский Дом барона В.Б.Фредерикса (см. видео по ссылке https://dzen.ru/video/watch/64ac25214d49861bd1f3ac79). Дом сооружен в стиле модерн в 1901-1902 годах по проекту архитектора А.А. Бибера. Он предназначался для министра императорского двора барона В. Б. Фредерикса, вынужденного по долгу службы следовать за царской семьей.
После установления Советской власти в Крыму в Большом, Малом Ливадийских дворцах, Свитском корпусе и в Доме бывшего Министра Двора в 1925 году был открыт первый крестьянский санаторий. В период проведения Крымской конференции 1945 года в здании располагался коммуникационный центр и штаб по техническому обеспечению американской делегации. С 1954 по 2016 годы здание находилось в ведении Ливадийского санатория. Сегодня в залах Дома барона Фредерикса располагаются временные выставки Ливадийского дворца-музея.
Посреди небольшой площади между Министерским домом и гофмаршальским корпусом располагается фонтан "Ливадия". Этот фонтан остался от Потоцких, у которых он стоял в зимнем саду, как тогда об этом фонтане говорили "в стиле Альгамбры". Потом, когда дворец перестраивали, для него изготовили новое навершие и основание и поставили на то место, где он стоит и сейчас. Фонтан выполнен в восточном стиле из белого каррарского мрамора, украшен искусной резьбой. В верхней части арабской вязью высечено слово "Ливадия", а в центре - бронзовая головка барашка, изо рта которого вода прежде струилась в мраморную чашу у основания.
Рядом растёт огромное дерево, которое обхватить смогут лишь три или четыре человека, взявшись за руки.
Доминантой этого дворика выступает Крестовоздвиженская церковь, которая является частью Белого дворца (см. видео по ссылке https://dzen.ru/video/watch/64ac23b31f750f49063f2904). При перестройке усадьбы Потоцкого во время строительства основного дворца придворный архитектор Ипполит Монигетти для возведения дворцовой церкви в 1864 году использовал, стоящий здесь при прежних хозяевах костёл, поэтому ее алтарь ориентирован не на восток, как у всех православных церквей, а на юг.
Проектируя церковь, архитектор обратился к византийскому стилю, который был широко распространен в аналогичных постройках середины и второй половины XIX века. Источником его вдохновения была также архитектура грузинских церквей. Храм небольшой, ведь он был рассчитан только на императорскую семью и ближайшее окружение (он даже был соединен с кабинетом Александра II). В плане здание представляет собой крест, вытянутый с севера на юг. Восточная стена прорезана арочными окнами - спаренными и тройными.
Изящная церковь, украшенная внутри резьбой по дереву, цветными стеклами витражей, восхищала уютностью и благолепием. С большим мастерством из инкерманского камня, из которого построена вся церковь, был выполнен сложный орнаментальный фриз, завершающий стены, и рельефное обрамление окон. Интерьер церкви создавался также в византийском стиле художником Изелло по рисункам Монигетти. Иконы для храма написал известный художник академик Алексей Егорович Бейдеман.
В сентябре 1863 года все работы в церкви, как внутри, так и извне, полностью окончены. С 1864 по 1866 годы осуществлялась внутренняя отделка храма, освящение которого состоялось 23 августа 1866 года. В 1870 году для царских врат Ливадийской церкви были куплены два образа в золоченых ризах и 25 икон.
По желанию императрицы Марии Александровны церковь была освящена в честь одного из наиболее почитаемых праздников Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который отмечается 27 сентября.
Рядом с храмом по проекту Д.И. Гримма построили звонницу из инкерманского камня, ее украшает орнамент, который вырезал талантливый мастер крестьянин Орловской губернии Т.А. Костиков. Во время правления Александра III тут же поставили мраморную колонну из крепости Рущук на Дунае. Эта колонна была установлена возле дворца в 1879 году в память о русско-турецкой кампании 1877-1878 годов, когда Россия воевала за освобождение Болгарии от турецкого ига. На ней имеется надпись на арабском и турецком языках, в которой воспевается "его величество шах султан - победитель". Предполагается, что эта колонна была высечена в честь турецкого султана Махмуда II.
При перестройке дворца в 1910-1911 годах архитектор Н.П. Краснов сохранил здание церкви, внеся незначительные изменения. Он увеличил придел, устроив здесь вход. Прежний вход выводил в полуоткрытую галерею, соединяющую храм с дворцом, Краснов превратил эту галерею в полностью закрытую. Портал храма украсила мозаичная икона "Архангела Гавриила". Ее выполнили в мастерской профессора П.П. Чистякова. Он же расписал новый притвор, среди икон была икона Божией Матери Федоровская.
В Ливадийском храме совершались важные события как для царской семьи, так и для всей России. В 1894 году в старом дворце умер Александр III. Панихида по почившему государю и присяга нового русского императора Николая II состоялись в дворцовом храме. Здесь же святой праведный Иоанн Кронштадтский миропомазал невесту Николая принцессу Алису Гессенскую, она стала православной благоверной княгиней Александрой Федоровной. После долгих лет гонения на церкви при советской власти, в 1991 году в Крестовоздвиженском храме возобновились Богослужения.
Продолжение следует... .Если вам понравилось, ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим друзьям и знакомым.