Найти тему
Лекторий СПВ

Страсти по «Сильве». Популярная оперетта заставила соперничать два петроградских театра

Лето 1917 года. Петроград — в вихре политических страстей, но это совершенно не мешало публике наслаждаться опереттой Имре Кальмана «Сильва». Ее премьера состоялась в венском «Иоганн Штраус театре» в ноябре 1915 года, постановка имела колоссальный успех.

Обложка нотного сборника, изданного, по всей видимости, в 1917 году. Под «боевыми номерами» подразумевались, естественно, самые лучшие. / Из коллекции автора
Обложка нотного сборника, изданного, по всей видимости, в 1917 году. Под «боевыми номерами» подразумевались, естественно, самые лучшие. / Из коллекции автора

Сюжет этого произведения предложили Кальману несколькими годами ранее, еще до Первой мировой войны, либреттисты Бела Йенбах и Лео Штайн. Поначалу оперетта носила название «Да здравствует любовь!», в процессе работы композитор переименовал ее в «Королеву чардаша».

Весной 1917 года труппа Стокгольмского театра показала ее на гастролях в Гельсингфорсе — столице Великого княжества Финляндского, в ту пору входившего в Российскую империю. После одного из выступлений два русских морских офицера встретились со шведской примадонной Эльной Гистэдт, возглавлявшей труппу, и попросили у нее ноты и либретто «Королевы чардаша».

В Петрограде они передали их дирекции театра «Летний Буфф» на набережной Фонтанки, главным режиссером которого в то время был Алексей Феона. Переводчик Владимир Травский быстро подготовил русскую редакцию. Одновременно с ним московский театр оперы «Зон» сделал свой перевод, предоставив его труппе петроградского летнего теат­ра «Луна-парк», находившегося на Офицерской улице (ныне ул. Декабристов).

Чтобы обойти запрет цензуры на показ оперетты в России, пришлось переместить место действия из враждебной Австро-­Венгрии в союзную Румынию, изменить имена действующих лиц и поменять название на «Сильву».

«За опереттой Кальмана «Силь­ва» погнались у нас и «Летний Буфф», и «Луна-парк», — отмечалось в конце июня 1917 года в журнале «Обозрение театров». — Пальма первенства, однако, досталась «Буффу», где эта новинка идет 29 июня в бенефисе А. Н. Феона. Пользующийся общими симпатиями бенефициант в нынешнем сезоне очень удачно совмещает в себе и артиста, и режиссера. Мелодичная музыка новинки будет иллюстрирована свежими ­костюмами, декорациями и вообще самой тщательной постановкой».

«Буфф» представил премьеру 29 июня 1917 года. В уже упомянутом «Обозрении театров» отмечалось: «Музыка Кальмана мелодична, в ней много «венского шика» и темперамента. Либретто, однако, не уходит от шаблона… Красивы декорации Болдырева, особенно удачен зал в замке в стиле барокко. Со вкусом сгруппированы массовые сцены и отдельные ансамбли… Роли, кроме Сильвы, веселого юноши Бони (Щавинский) и молодого князя (Ксендзовский), — ничтожны. Но спектакль получается красивый, приятный для слуха и зрения».

Шведская примадонна Эльна Гистэдт была настолько популярна, что ее фотографии становились почтовыми открытками./Из коллекции автора
Шведская примадонна Эльна Гистэдт была настолько популярна, что ее фотографии становились почтовыми открытками./Из коллекции автора

В «Луна-парке» премьера состоялась на следующий день, и, как отмечали потом театральные критики, победителем оказался «Летний Буфф». «…И не только потому, что предупредил постановкой своего конкурента, но и потому, что поставил новинку значительно интереснее и дал более подходящих исполнителей… «Буфф» перенес действие в союзную Румынию, а его «противник» — в нейтральную Швецию. Выходит, первый поступил патриотичнее… Но самое главное — в «Буффе» оперетта дышит легкостью и оживлением, чего никак не скажешь о конкурирующей постановке», — сообщалось в «Обозрении театров».

В августе 1917 года на гастроли в Петроград со своей коронной ролью приехала Эльна Гистэдт. Как вспоминал впоследствии артист Николай Радошанский, актеры, ожидавшие репетицию, предполагали увидеть непревзойденную красавицу. Все уже собрались, а ее все не было… Алексей Феона, потеряв терпение, решил отпустить артистов по домам. Уходя со сцены, в углу за кулисами он заметил невзрачного вида женщину с изуродованным оспинами лицом. «Почему вы здесь? Посторонним вход на сцену запрещен! — обратился он к ней. — Кто вы такая?» «Эльна Гистэдт», — ответила незнакомка.

«Оказывается, она пришла в театр задолго до начала репетиции, забралась в укромный уголок на сцене и стала ждать, когда ее пригласят репетировать. Недоразумение разъяснилось, и репетиция началась», — вспоминал Радошанский.

В жизни Эльна Гистэдт действительно была очень скромна и даже неприметна. За несколько часов до спектакля она приезжала в театр, запиралась в артистической комнате с собственным гримером, которого возила с собой на гастроли, и на сцене зрители видели женщину поразительной красоты…

После закрытия сезона труппа «Летнего Буффа» выступала на сцене «Палас-театра» на Михайловской площади. 15 сентября 1917 года зимний сезон в этом театре открылся именно постановкой «Сильвы», и она также имела невероятный успех.

Оперетта шла на подмостках в самые роковые дни Петрограда в октябре 1917 года. В первую пос­лереволюционную весну, 28 мая 1918 года, «Буфф» открыл очередной сезон, и снова шла «Сильва».

Все это время Эльна Гистэдт оставалась в Петрограде и продолжала выступать в «Сильве». И даже успела попасть в приключение, о чем сообщала впоследствии в своих мемуарах, которые, кстати, до сих пор известны только на шведском и польском языках.

«Во время большевистского восстания… я вечером возвращалась из театра — я шла пешком, поскольку жила совсем поблизос­ти, — как вдруг меня окружила группа людей. Они повели меня к церкви около Невского проспекта; мы спустились в какой‑то подвал, где воды было по колено», — вспоминала она. Только благодаря вмешательству Алексея Феона актрису удалось вызволить из‑под стражи…

С тех пор оперетта «Сильва» прочно закрепилась в репертуаре музыкальных театров Петрограда, Москвы и других городов. Новый всплеск популярности в нашем городе она получила в 1920‑е годы в «Палас-театре». Кстати, в роли Бони в нем дебютировал Леонид Утесов, а его партнершей в роли Сильвы была Елизавета Тиме.

Что же касается Эльны Гистэдт, то в Ленинград она приезжала на гастроли осенью 1934 года, чтобы выступить в Большом зале Филармонии. В афишах она была названа «премьершей Варшавской оперетты», в концертах участвовали артисты Ленинградского театра музыкальной комедии. В это время им руководил тот самый Алексей Феона, хорошо знавший актрису…

По материалам рубрики «Наследие» автор Вячеслав Кокин.

Читайте также:

«Ленинградская поэма» была создана в осажденном городе 80 лет назад
Лекторий СПВ15 февраля 2023
Дело о фальшивом маргарине. Размах его производства в XIX веке требовал принятия специального закона
Лекторий СПВ1 февраля 2023

Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине .

Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки -
на сайте Лектория.