Найти тему
diletant.media

Как Валаам был Финляндией

Оглавление

В 1917 году Валаамский монастырь оказался на территории Финляндии. Обитель стала важным центром православной духовной жизни Суоми.

Находившийся с 1918 года в составе Финляндии, Валаам в межвоенный период стал одним из центров культурной жизни православного меньшинства в недавно получившей независимость стране. Так продолжалось вплоть до окончания Второй мировой войны.

«Северный Афон» России

Согласно преданию, монастырская обитель на Валаамском архипелаге Ладожского озера возникла ещё в эпоху Древней Руси, в 10-м веке, а её основателями были иноки Герман и Сергий, которые распространяли слово Божие среди язычников-карел. Тем не менее первые письменные упоминания о монастыре относятся к 14-му веку, времени возрождения иноческого движения после татаро-монгольского нашествия.

Лишь в 18-м веке, во время Северной войны, жизнь обители возродилась. Валаамский монастырь довольно скоро стал крупным духовным центром Северо-Запада России. На архипелаге почти без перерыва велось строительство церквей и хозяйственных учреждений, а к концу 19-го века он превратился в настоящий «Северный Афон», о чём говорили названия новых сооружений, которые отсылали паломника к культовым местам Иерусалима.

Монастырь в конце 18-го века. Источник: Wikimedia Commons
Монастырь в конце 18-го века. Источник: Wikimedia Commons

Однако уже в годы Первой мировой войны монастырь столкнулся с финансовыми трудностями, а 1917 год кардинально изменил жизни монахов архипелага.

Первые годы финского периода

В декабре 1917 года правительство Советской России признало независимость Финляндской республики. Валаамский монастырь, принадлежавший Финляндской архиепископии и находившийся на территории Выборгской губернии Великого княжества Финляндского, оказался на территории только что получившего суверенитет государства. Государства, где православие было религией меньшинства на фоне доминировавшего лютеранства.

Однако на протяжении нескольких лет окончательная судьба обители оставалась неясной. В Финляндии шла гражданская война, которая с течением времени вылилась в конфликт между молодой республикой и Советской Россией, завершившийся лишь в октябре 1920 года в результате подписания Тартуского мирного договора. Во время переговоров советская делегация, в обмен на уступку финнам Петсамо, предлагала передать Москве Валаамский архипелаг, однако этот вариант был отвергнут.

После нормализации отношений действия предприняла Русская Православная Церковь в лице патриарха Тихона. В 1921 году он предоставил финляндской епархии автономию. Однако спустя некоторое время, пользуясь арестом Тихона, правительство в Хельсинки инициировало процесс по получению ФПЦ автокефалии и переход под юрисдикцию константинопольского патриарха. Этот шаг вызвал недовольство среди большинства клириков как в Финляндии, так и в Советской России. В Москве призвали финнов вернуть церковь обратно под свою юрисдикцию, однако процесс был уже запущен и завершился в 1923 году.

Монастырь в 1930-е годы. Источник: junes.kuvat.fi
Монастырь в 1930-е годы. Источник: junes.kuvat.fi

Спустя некоторое время Серафим был смещён со своего поста из-за незнания финского языка. На его место был назначен архиепископ Герман (Аав), уроженец Эстонии.

«Календарный раскол»

Назначение нового архиепископа привело к серьёзным изменениям в жизни православных Финляндии. Богослужения теперь должны были проходить на финском языке, переводам подлежали книги и подписи на иконах. Священники и монахи были обязаны за полгода выучить финский язык — в противном случае, им грозило увольнение.

Если вышеперечисленные реформы не сильно волновали монахов, то другая инициатива, перевод церковного календаря на григорианский стиль, вызвал настоящий раскол на Валааме.

Монахи Валаамского монастыря. Межвоенный период. Источник: junes.kuvat.fi
Монахи Валаамского монастыря. Межвоенный период. Источник: junes.kuvat.fi

Летом 1923 года на съезде представителей православных Церквей переход на григорианский календарь был одобрен. Спустя два года Поместный собор Финляндской церкви вынес вердикт, по которому вопрос о новом стиле «считался навсегда поконченным», несмотря на то, что Валаамский монастырь незадолго до этого отказался отмечать Пасху по григорианскому календарю.

В 1925 году монастырь по поручению константинопольского патриарха посетил митрополит Герман. Часть монахов демонстративно отказалась проводить богослужение вместе с ним. Скандал привёл к расследованию, в ходе которого более ста монахов из шестисот заявили, что не будут служить по новому стилю.

Конфликт продолжился и в следующем году. В 1926-м Вселенский Патриарх предписал отмечать Пасху по григорианскому календарю всем без исключения. Часть монахов отказалась выполнять его и в этот раз. Однако теперь церковные финские власти взялись за разрешения «раскола» по-серьёзному.

Валаам. 1938 год. Источник: junes.kuvat.fi
Валаам. 1938 год. Источник: junes.kuvat.fi

Военные годы и дальнейшая судьба

Тридцатые годы оказались для Валаама периодом расцвета. Монастырь стал важной достопримечательностью межвоенной Финляндии — тысячи паломников со всего мира посещали архипелаг на Ладожском озере. Власти понимали, что для некоторых Суоми ассоциируется в том числе и с обителью, поэтому поддерживали это туристическое направление. Помимо этого, Валаам оставался важным культурным и духовным центром для русских эмигрантов, остававшихся в стране. Монахи не оставляли без внимания и местное население: в обители работал приют для карельских мальчиков из бедных семей.

Всё изменила Зимняя война. Уже в ноябре 1939 года монахи пожертвовали большие суммы на содержание беженцев, а на территории монастыря был размещён финский гарнизон.

Детский приют на Валааме. Источник: junes.kuvat.fi
Детский приют на Валааме. Источник: junes.kuvat.fi

Подробнее