В Эрмитаж на берег Финского залива? Именно! В Нижнем парке Петергофа накануне Дня реставратора открылся павильон «Эрмитаж». Почти два года там шла комплексная реставрация.
Это небольшое двухэтажное здание на массивном подножии-стилобате окружено глубоким и широким рвом с водой. В XVIII веке через него к павильону был перекинут разводной мост.
Изюминка павильона, созданного по приказу Петра I три века назад, – подъемный стол для обедов и другие подъемные механизмы, придуманные императором.
С самого момента постройки из-за неудачной гидроизоляции петергофский «Эрмитаж» страдал от сырости и влаги – в подвале всегда стояла вода. Это не только портило внешний вид, но нарушало прочность здания и работу механизмов. Поэтому главным делом реставраторов стало устранение именно этой проблемы.
Работа проделана огромная: подпорные стены рва выложены кирпичом, часть которого, кстати, сохранилась с XVIII века. Нижняя часть рва облицована гранитными плитами, запечатанными свинцом. Подножие павильона проработано гидроизоляцией. Отремонтирован магистральный колодец водоподводящей трубы – теперь можно регулировать уровень подъема воды.
Во время работы реставраторы обнаружили образцы кирпичей ручной работы и сваи из лиственницы, которые ранее были установлены в фундаменте павильона. Подножие, на котором стоит павильон, выложено плитами из прочного путиловского известняка. Лоток канала укреплен булыжным камнем. По рву проложен коллектор из чугунных труб с выходом в Финский залив, по которому он наполняется водой из фонтана «Ева».
Мостик через ров тоже отреставрировали. Фасадам вернули исторический цвет, «цвет, близкий к апельсиновому», как писал известный архитектор XX века Александр Кедринский. Обновлены кронштейны балконов и сами балконы.
Но не только стен и территории вокруг павильона коснулись руки реставраторов. В «Эрмитаже» находятся 124 картины в шпалерной развеске – они располагаются вплотную друг к другу и разделены лишь багетом. Многие полотна также отреставрированы – и не без сюрпризов. Так, например, полотно «Стадо коров на пастбище» после реставрации было опознано как произведение немецкого художника XVIII века Иоганна Фридриха Вейча.
Кроме того, теперь у музея появился пандус, позволяющий маломобильным посетителям попасть на первый этаж здания. Внутри размещены аннотации со шрифтом Брайля. А картина «Чаша Диогена» Николаса Розендаля – единственная, которая сохранилась из первоначальной коллекции павильона, – представлена в виде тактильной модели с табличкой на шрифте Брайля.
Обновленный павильон «Эрмитаж» открыт ежедневно с 10:30 до 18:00, кроме вторника. Вход в музей до 17:00, кассы работают с 10:30 до 16:55.
Посмотреть, как работает подъемный стол, можно в выходные и праздничные дни в 12:00, 13:00, 14:00, а также по предварительной заявке на организованную группу до десяти человек.
#МинкультурыРоссии #МинистерствоКультурыРФ