Каким бы одаренным не был ребенок, никогда он не будет в полную силу учиться самостоятельно.
Дело не столько в лени, сколько в психике ребенка: ну не может он надолго концентрировать внимание на одной теме. Сегодня нам интересно рисование, через полчаса - программирование, ещё через полчаса - мы захотим писать книгу. Где взять силы целый час заниматься математикой?
Две идеи в психологии.
Первая идея - Александра Нилла, заключается в том, что ребенок, если его не понукать, самостоятельно достигнет своего наивысшего уровня. Трудно себе представить, что такая идея может взрастить хоть одного математика, но есть вполне известный пример в лице нашего соотечественника - Колмогоров. С другой стороны, это настолько уникальный случай, что я бы его приписал скорее к исключению из правил.
Вторая идея - Стивена Пинкера, состоит в том, что ребенок хоть и страшно любопытен от природы, но любопытство это мимолётно. Не приспособлен человеческий мозг к зазубриванию больших объёмов абстрактной информации.
Современные взгляды на психологию и просто социально-экономическая составляющая склоняют большинство родителей к первой идее. Старая советская модель обучения видится им тоталитарной и уничтожающей всякое желание учиться. А так ли это?
Буквальное вдалбливание знаний действительно имело место в нашей истории, но значительно раньше революции. И да, это была настолько неэффективная система, что с ней начинали бороться ещё во времена Ломоносова.
Посмотрим, что на этот вопрос могут сказать два великих мастера педагогики: Антон Семёнович Макаренко и Константин Дмитриевич Ушинский:
До сих пор педагогика больше думает о том, как учить... чем о том, для чего учиться... При выборе предметов ученья везде еще следуют рутине, ничем не оправдываемым преданиям и обычаям и даже глупейшей моде.. Мы валим в детскую голову всякий, ни к чему не годный хлам, с которым потом человек не знает, что делать... Давно пора серьезно подумать о том, чтобы оставить в наших учебниках только то, что действительно необходимо и полезно для человека и выбросить все, что держится только по рутине и учится для того, чтобы быть впоследствии позабытым.
Не перегружать школьную программу, и тогда ученик не будет так уставать, будет меньше стресса и больше времени на закрепление навыков(как раз этого нашим детям и не хватает)
Я утверждал также, что нельзя основывать все воспитание на интересе, что воспитание чувства долга часто становится в противоречие с интересом ребенка, в особенности так, как он его понимает. Я требовал воспитания закаленного, крепкого человека, могущего проделывать и неприятную работу, и скучную работу, если она вызывается интересами коллектива.
Усидчивость и трудолюбие - это те свойства, которые не получаются сами собой, их надо взращивать. И не надейтесь, что это сделает за вас школа!