Найти тему
Время образования

«Легкая, нежная, ненавязчивая помощь»: как ТОИПКРО стал законодателем моды в регионе

Оглавление

Институт повышения квалификации педагогов в Томской области был создан накануне Великой Победы – 5 мая 1945 года. Сегодня он расположен в центре города – в историческом здании с узкими коридорами и высокими потолками. Здесь сделан современный ремонт, а пространство креативно оформлено. Рассказываем, что представляет собой образовательная среда Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ТОИПКРО) и какие проекты он реализует для учителей и управленцев.

История повышения квалификации педагогов в Томской области отсчитывается с конца XIX века. Свой «Институт учителя» (это неофициальное название сохранилось до сих пор) здесь появился в 1945 году – вскоре после того, как Томская область была выделена из Новосибирской.

Здание, которое занимает ТОИПКРО, является объектом культурного наследия регионального значения.

-2

Его возвели 110 лет назад по проекту архитектора Константина Лыгина, многие постройки которого формируют исторический центр Томска. Цветовое решение необычное и праздничное: розовые стены и светлый декор. Присутствуют элементы готики и модерна, главный фасад (он изображен на логотипе ТОИПКРО) асимметричен, над ним возвышается башня с ярко-зеленым граненым куполом.

В начале прошлого века здесь располагалось училище, так что здание пронизано атмосферой старой школы. У него есть и современная часть – пристройка, ее возводили в наши дни при участии томских учителей, которые сами выступали в роли строителей.

-3

За последние годы институт перерос свое здание. «К нам приходит так много людей, что мы уже не помещаемся в этих стенах, – рассказывает ректор ТОИПКРО Оксана Замятина. – Если одновременно много курсов или мы принимаем участников какого-нибудь регионального конкурса, приходится перемещаться в более просторную школу или профессиональный колледж».

Оксана Замятина вспоминает, что в 2015 году, когда она пришла в ТОИПКРО из Томского политеха, здание института напоминало советскую больницу. Ее первым впечатлением стали ведра и тазы, стоявшие в одной из аудиторий: был апрель, таял снег и вода протекала через крышу. С этой аудитории и начался ремонт – все эти годы институт постепенно обновляли. И при этом создавали оригинальную и стильную образовательную среду.

Коридоры

-4

В том же 2015 году на ступеньках в лестничных пролетах разместили цитаты известных людей об учительской профессии: «Войны выигрывают не генералы, а школьные учителя», «Где хороший учитель, там и хорошо воспитанные ученики» и т. д. Подобные украшения были в новинку, и на ближайшем августовском педсовете те его участники, кто помоложе, цитаты фотографировали, а кто постарше – переписывали. Вскоре этот дизайнерский прием стали использовать и другие образовательные учреждения, а ТОИПКРО приобрел репутацию законодателя моды в системе образования Томской области.

В коридорах института можно обнаружить сведения из его истории, перечень направлений его работы («Команда изменений», «Обновление содержания», «Опережающее развитие кадрового потенциала», «Непрерывный профессиональный рост»), тематические слоганы и теги, неизменный портрет Эйнштейна с высунутым языком, обрамленный его цитатами, и многое другое.

Один из коридоров называют мотивационным – там размещены цитаты, призванные повысить мотивацию слушателей: «Прежде чем сдаться в бессилии, вспомни, ради чего ты все начинал», «Будущее зависит от того, что ты делаешь сегодня» и т. д.

Учителя сталкиваются с проблемой профессионального выгорания, и система повышения квалификации помогает ее преодолеть.

Мы этому посвящаем не только модули в наших программах, но и фрагменты образовательного пространства, которые тут же можно спроецировать на свою деятельность. После церемонии открытия Года педагога и наставника губернатор обратил внимание на цитату Конфуция: «Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель – изменяйте свой план действий» – и тут же порекомендовал сопровождавшим его заместителям учесть это в текущей работе», – рассказывает Оксана Замятина.

На той же церемонии в коридоре ТОИПКРО на одной из стен разместили прозрачный ящик с капсулой времени, в которой содержится послание учителям будущего. Изначально собирались замуровать капсулу в нише на фасаде здания, но потом решили, что так будет нагляднее, да и участникам церемонии не пришлось мерзнуть на улице.

Еще один элемент интерьера – фотозоны. Можно сфотографироваться на фоне огромных учебников и брендированных карандашей, или инсталляции из сотни открытых книг с пожелтевшими страницами, или символов различных профессиональных конкурсов в половину человеческого роста. Фотозоны пользуются популярностью, и фотографии слушателей и гостей института быстро расходятся по соцсетям.

-5

Аудитории

Аудитории ТОИПКРО – это территория творчества и проектной работы.

Они выглядят не менее современно, чем рекреации и коридоры, и почти у каждой из них своя цветовая гамма. Важную роль в их оформлении сыграло открытие ЦНППМ (он расположен в том же здании, что и институт, и фактически от него неотделим) с общими требованиями к организации пространства и возможностью для каждого региона выбирать свои опции.

На стене актового зала в синих многоугольниках запечатлены смыслы работы педагога: «Прежде чем объяснить, обрадуйте», «После того, как ученики заулыбались, заинтригуйте», «После того, как заинтриговали, объясните, зачем им это нужно», «Передавайте свое удивление и восхищение тем, что вы объясняете».

-6

В одной из аудиторий на стенах можно писать маркером, и этим пользуются как преподаватели, так и слушатели.

А в медиастудии во всю стену, от пола до потолка, на черном фоне нанесены белые теги, слоганы и ссылки на интернет-ресурсы ТОИПКРО вперемежку с изображениями пробирок, формул, графиков и прочих символов школьной жизни. В период пандемии, когда медиастудия была особенно востребована, эта стена, на фоне которой едва ли не круглосуточно проходили трансляции, стала основной достопримечательностью института.

Образовательная среда ТОИПКРО не просто создает у слушателей позитивное рабочее настроение, но и благоприятствует применению активных методов обучения. Самый популярный вид мебели – легкие столы в аудиториях и диваны с высокими спинками в рекреации. Их можно передвигать, чтобы организовать групповую работу и всевозможные деловые игры. В феврале этого года Академия Минпросвещения России провела здесь интерактивную педагогическую игру «Это не игра» – учителей обучали противодействию угрозам, с которыми их ученики сталкиваются в Интернете.

Дойти до каждого

На современном этапе главная задача ТОИПКРО, как формулирует ее ректор, – дойти до каждого учителя в регионе: «Посмотреть, чего ему не хватает, будь то предметные компетенции, методика, возрастная психология или цифровые технологии. И оказать легкую, нежную, ненавязчивую помощь, чтобы он сумел преодолеть имеющиеся у него затруднения и добиться нужного результата».

Институт, по мнению Оксаны Замятиной, должен давать практико-ориентированные знания: «Учить так, чтобы, выходя в школу, учителя в первый же день могли их применить – спроектировать урок или внеурочное мероприятие, провести дебаты, квест, квиз, организовать работу над проектом и т. д. Даже если человек учится у нас два дня, на минимальном 16-часовом курсе, его ученики должны ощутить результат».

В целом же институт стремится так работать с учителями, чтобы системно-деятельностный подход и другие принципы, заданные во ФГОС общего образования, стали для них привычными и понятными. Это работа не на один год (в конце концов, классно-урочную систему Яна Коменского внедряли целых 400 лет), но уже сейчас у Томской области есть определенные достижения. Например, показатели функциональной грамотности школьников здесь выше, чем во многих других российских регионах.

Важная составляющая работы института – проведение региональных конкурсов профессионального мастерства. Как отмечает Оксана Замятина, смысл их не в том, чтобы «в туфельках выйти на сцену», а чтобы представить свои результаты и увидеть, проанализировать, систематизировать результаты коллег. А с победителями конкурсов ТОИПКРО продолжает активно работать – в частности, их приглашают для оказания методической поддержки другим педагогам по тем направлениям, в которых они проявили себя во время конкурсных испытаний.

В условиях, когда работу региональных институтов координирует Академия Минпросвещения России, горизонтальные связи между ними укрепляются. «Мы знаем сильные стороны каждого института, – поясняет Оксана Замятина. – И теперь, если возникает проблема, я могу обратиться за консультацией к коллегам-ректорам – позвонить в Иркутск или Красноярск, Орел или Рязань, а коллеги точно так же могут позвонить мне».

-7

Еще одна «фишка» ТОИПКРО – организация стажировок в других регионах для педагогов и управленцев системы образования Томской области. Эта работа проводится с 2018 года и не прекращалась даже в период пандемии. Средства на такие поездки школы обычно находят в своих бюджетах. Томские педагоги побывали в Пермском крае, Республике Татарстан, Калининградской области (как выяснилось, ИРО в Калининграде расположен на Томской улице) и многих других регионах, а коллеги оттуда, в свою очередь, приезжают на стажировки в Томск.

Онлайн-проекты ТОИПКРО

Помимо привычных курсов повышения квалификации, ТОИПКРО реализует несколько информационных и просветительских онлайн-проектов. Они способствуют профессиональному и личностному развитию педагогов, охватывают широкий спектр заинтересованных слушателей.

Разрабатывая эти проекты, институт во многом ориентировался на опыт Академии Минпросвещения России, в том числе на семинар «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы».

Подкаст «Достучаться до учительской»

В студию ТОИПКРО приглашают разных людей, которые могут быть интересны и полезны учителям. Они непринужденно беседуют с ведущими подкаста – молодыми преподавателями института Максимом и Ксенией, отвечают на вопросы слушателей, дают советы и просто шутят.

В числе гостей подкаста не только успешные учителя и директора, победители и члены жюри профессиональных конкурсов, но и, например, диетолог, рассказывающий о секретах похудения, и стилист, раскрывающий секреты дресс-кода учителя.

-8

Медиапроект «Экспедиции ТОИПКРО»

Это новый проект, запущенный в Год педагога и наставника. Уже знакомые слушателям Максим и Ксения отправляются в отдаленные школы Томской области – знакомятся с педагогами, изучают  специфику их работы, историю и традиции школы, образовательную среду, узнают у молодых учителей, почему они остаются там работать, и беседуют с руководством и учениками.

Первый выпуск «Экспедиций» о Кожевниковской школе № 1 набрал более 40 тыс. просмотров. Несмотря на то, что она расположена в 100 километрах от регионального центра, в эту школу хочется возвращаться.

Цикл вебинаров «Классная работа»

В рамках Года педагога и наставника ЦНППМ ТОИПКРО запустил цикл вебинаров «Классная работа». Основываясь на собственном опыте, приглашенные специалисты раскрывают секреты решения сложных проблем, с которыми многие педагоги сталкиваются в повседневной работе.

В числе тем, затронутых на вебинарах, – как мотивировать слабоуспевающих детей, как бороться с буллингом, как организовать школьную службу медиации, как предотвратить эмоциональное выгорание педагогов и т. д. Все эти темы выбраны по результатам анализа образовательных потребностей томских учителей и оценочных процедур.

-9

Цикл вебинаров «Прокачай свою управленческую команду»

Ежемесячный вебинар, который проводит кафедра управления образованием ТОИПКРО, предназначен для руководителей и заместителей руководителя образовательных организаций. Приглашенные эксперты с опытом управленческой работы делятся секретами успеха и дают рекомендации коллегам.

Архив онлайн-проектов доступен в группе ТОИПКРО во "ВКонтакте"
Архив онлайн-проектов доступен в группе ТОИПКРО во "ВКонтакте"