Найти тему
Музклассы.рф

«У меня не получится»: как помочь неуверенному в себе ребенку?

Оглавление

Откуда берется уверенность в себе и почему некоторые дети растут нерешительными, робкими? Как родителям помочь своему ребенку поверить в себя и свои силы, где и в чем искать мотивацию для движения вперед? Ответы вы найдете в этой статье.

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

«Все равно ничего не получится!»

«Я не смогу».

«Я не знаю».

«Пойдем со мной, постой рядом, не уходи».

«Я стесняюсь».

«Я боюсь».

Такие фразы слышит родитель неуверенного в себе ребенка в самых разных ситуациях. Поднять руку на уроке в школе, задать вопрос учителю, отвечать у доски, познакомиться с ребятами на детской площадке, пообщаться со взрослыми в гостях, — кажущиеся обыденными задачи для стеснительных мальчиков и девочек могут стать настоящим испытанием. Что уж говорить о выступлении на сцене, перед которым даже смелые ребята волнуются! У застенчивого ребенка могут возникнуть ступор, истерика, паника вплоть до отказа выходить к зрителям.

К счастью, эта ситуация, хоть и непростая, но разрешимая. Начинать ее исправлять нужно с выяснения причин, повлиявших на появление этой черты в характере ребенка.

Причины детской неуверенности в себе

Чаще всего причины неуверенности в себе кроются в особенностях родительского воспитания. Например, на детскую самооценку серьезное влияние может оказать такое поведение взрослых:

  1. Ребенка часто критикуют. Здесь речь идет именно о неконструктивной критике. К сожалению, иногда можно услышать в адрес ребенка неосторожно сказанные словечки вроде «балбес», «слабак», «трус». Конечно, родители не хотят обидеть ребенка, они пытаются побудить его к изменениям, работе над собой. Но действуют такие слова с точностью до наоборот: когда малыш часто слышит подобное, он утрачивает веру в себя. Ведь если мама или папа его так оценивают — значит, так и есть.
  2. Успехи ребенка обесцениваются. Иногда родители заблуждаются, думая, что для результата полезнее сосредоточиться на ошибках и неудачах, чем радоваться успехам. Но когда в семье не придают значения достижениям, акцентируя внимание на провалах, ребенок и сам начинает считать себя неспособным.
  3. В ребенка не верят. «Зачем тебе это?», «У тебя это не получится», «Ты недостаточно подготовлен (талантлив, смел, красив)». Если взрослые, родители или педагоги высказывают подобные опасения, то со временем ребенок и сам начинает сомневаться в себе, перестает к чему-либо стремиться. Появляется лень, как способ защитить себя от предполагаемой неудачи.
  4. От ребенка требуют слишком многого. Бывает, что из благих побуждений родители, сами того не замечая, перегружают ребенка. Ставят перед ним слишком сложные, пока еще невыполнимые задачи, а потом расстраиваются или сердятся, если сын или дочь не справляются. Так формируется чувство выученной беспомощности: ребенку кажется, что он ни на что не способен, он будет пасовать даже перед простой задачей. Этот феномен был открыт еще в 60-е годы прошлого века М. Селигманом и С. Майером и предполагает, что человек, несколько раз столкнувшийся с ситуацией, которую он не может изменить, смирится с ней. То же самое касается и нерешаемых задач.

Признаки детской неуверенности

Неуверенность в себе может проявляться:

  • в излишнем смущении при благодарности или похвале (ребенок краснеет, отводит взгляд, начинает что-то бормотать, как бы оправдываясь);
  • в неумении отказать другим, высказывать и отстаивать свое мнение, в излишней конформности (склонности менять свое поведение под влиянием окружающих);
  • в сравнении себя с другими не в свою пользу. «Пусть лучше Марина возьмет это произведение, она играет на скрипке лучше, чем я. У меня не получится, дайте мне что-нибудь попроще», — такие отговорки может услышать педагог неуверенного ученика;
  • в страхе оказаться в центре внимания. На репетициях, выступлении, отвечая урок, такой ребенок краснеет или бледнеет, у него трясутся руки, дрожит голос, он не смотрит ни на других ребят, ни на педагога, сбивается, ошибается, даже если подготовился хорошо;
  • в обесценивании своих успехов. Неуверенному в себе ребенку кажется, что получается у него что-либо всегда случайно, нечаянно. А вот ошибки и провалы — совершенно точно его вина;
  • в сутуловатой осанке. Такому ребенку хочется быть незамеченным, «пригнуться к земле», не встречаться ни с кем взглядом, чтобы не провоцировать общение, отсюда и опущенные плечи, взгляд в пол.
Очень важно, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким и непонятым. 
Фото: Ruslan Huzau / Фотобанк Лори
Очень важно, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким и непонятым. Фото: Ruslan Huzau / Фотобанк Лори

Просто такой характер

Неуверенность в себе как таковую важно отличать от других особенностей характера, а также от некоторых психоэмоциональных состояний, в которых может находиться ребенок.

Меланхолики

Иногда ребят меланхолического темперамента ошибочно называют неуверенными в себе, но сама по себе неуверенность не имеет никакого отношения к меланхоликам. Это мы, взрослые, ошибочно принимаем чувствительность, ранимость меланхолика за неуверенность, транслируем эту информацию самому ребенку, а он начинает в это верить. Меланхолики действительно требуют бережного подхода в обучении и воспитании, и если взрослые сумеют понять, кто перед ними, то такой ребенок сможет вырасти уверенным, а на сцене это — эмоциональные, выразительные музыканты.

Интроверты

Интровертов тоже могут посчитать неуверенными в себе. Такие ребята малообщительны, но не от того, что стесняются, а потому что им так комфортно. Люди-интроверты устают от продолжительного общения, от необходимости личных контактов с другими. Для них лучше иметь одного-двоих друзей и чаще оставаться наедине с собой. Если вам кажется, что ваш ребенок малообщительный, понаблюдайте за ним, переживает он по этому поводу или нет, поговорите — хочет он больше общаться, иметь больше друзей или ему хорошо и так. Не стоит перевоспитывать интроверта — это не недостаток. Такие люди, как правило, усидчивы, внимательны, упорны, ответственны, не боятся кропотливой работы, — хорошие качества для будущего музыканта.

Перфекционисты

Ребенок-перфекционист иногда может вести себя как неуверенный человек. Такие дети предъявляют высокие требования к себе, они думают, что все должно быть идеально. Перед выступлением или важным экзаменом они могут настолько разволноваться, что, казалось бы, полностью утрачивают веру в себя. Конечно, таким детям стоит помогать справиться с волнением. Но сам по себе перфекционизм еще не показатель неуверенности.

Усталость и апатия

Утрата интереса к музыке может выглядеть, как неуверенность в себе. Особенно если ребенок по каким-то причинам боится признаться родителям, что заниматься он больше не хочет. Тогда он тоже будет говорить про «не получается», «слишком сложно», «не смогу». Спросите ребенка: «А может быть, тебе больше не интересно? Хочешь бросить?»

Апатия — опасное состояние, которое тоже можно спутать с неуверенностью. Ребенок не желает ничего делать, при этом звучат те же отговорки: «не смогу, не получится, не справлюсь, не хочу, мне лень».

Но апатия — это не просто лень. Это тотальное безразличие ко всем сторонам жизни, отсутствие эмоционального отклика на происходящее, ощущение опустошенности и бессмысленности. Если равнодушие и лень ребенка распространились не только на музыку, но и на другие стороны его жизни, это может быть апатия. Как следствие усталости она проходит за несколько дней, после чего режим ребенка нормализуется и он возвращается к занятиям. Если же такое состояние длится больше недели, стоит обратиться к специалисту.

Родительская забота и любовь помогают проходить через самые разные трудности в жизни. 
Фото: unsplash.com
Родительская забота и любовь помогают проходить через самые разные трудности в жизни. Фото: unsplash.com

Как помочь неуверенному ребенку?

Дадим несколько простых советов, как мотивировать ребенка и помочь ему обрести веру в себя и свои силы:

  1. Начните с себя. Проанализируйте, как вы говорите с ребенком в случае его неудач, часто ли критикуете, называете ли, даже в шутку или невзначай, словами, которые могут быть обидными. Если обнаружили в себе такую склонность, меняйте способы общения. Также подумайте, даете ли вы ребенку образец уверенного поведения? Если оба родителя или хотя бы один из них стеснительный — малыш может перенять этот пример.
  2. Хвалите чаще. Хвалить ребенка за его небольшие успехи гораздо полезнее, чем ругать за большие неудачи. Отмечайте, что получилось, что стало выходить лучше, а ошибки разбирайте в конструктивном ключе.
  3. Проявляйте интерес. Не оставайтесь равнодушными к увлечениям ребенка, даже если они кажутся вам бесполезными.
  4. Позволяйте с вами не соглашаться. Учите ребенка выражать свое мнение, отстаивать свою позицию, подкрепив ее фактами и аргументами. Показывайте, что думать иначе, чем другие — нормально.
  5. Разбивайте сложные задачи. Большая цель состоит из маленьких шагов. Не требуйте все и сразу, лояльно относитесь к ошибкам.
  6. Верьте в ребенка! Родительская вера творит чудеса, придает сил, мотивирует и дарит уверенность. Принимайте ребенка таким, какой он есть, ведь именно такой он — уникальная личность, которая может многого достичь. Не зря основной принцип гуманной психологии Ш. Амонашвили: «Верьте в безграничные возможности своего ребенка, какой бы характер у него ни был и каким бы несовершенным он вам не казался».

Экстренная помощь

Бывают ситуации, когда нужно помочь неуверенному ребенку «здесь и сейчас»: перед выступлением, важным событием, экзаменом. Обнимите ребенка и скажите ему, что вы рядом, что вы его очень любите и верите, что у него все получится. Будьте сами спокойны и уверены — настроение родителя очень «заразно»! Дайте ребенку с собой небольшой талисман, который можно положить в кармашек или приколоть к одежде — пусть это будет ваш секрет.

В заключение скажем, что дети не рождаются неуверенными в себе, они такими становятся. А это значит, что ситуацию можно исправить. Да, иногда это может быть нелегко, но при грамотном подходе результат не заставит себя ждать.

#музклассы_психология #музклассы