Конечно, упомянув про день рождения по «старому стилю», мы не забыли, что сегодня одному из крупнейших поэтов ХХ века Владимиру Владимировичу Маяковскому исполняется 130 лет! О его стихи до сих пор читают, более того сейчас он вызывает не меньше споров, чем вызывал при жизни. Это значит, что Маяковский по-настоящему живой поэт, всё еще способный будоражить и порождать эмоции.
Но, думается мне, к разбору его поэтического творчества сегодня обратятся и без меня. Я бы хотел сегодня осветить немного другую его грань. А именно сказать о Маяковском публицисте. Почему то, этот аспект, как правило, оставляют без внимания. Да, что то из них публиковали в советских собраниях сочинений, но выпускать отдельными изданиями «прозаического» Маяковского стали совсем недавно. Одним из таких стал, вышедший в 2019 г., сборник «Война и язык», о котором мы и поговорим сегодня.
Книга эта содержит материалы двух временных периодов. Двух эпох в жизни автора. Первый составляют статьи и заметки с 1912 г. по 1914 г., второй – с 1921 г. по 1930 г. Мы словно бы наблюдаем плавную мировоззренческую эволюцию самого автора, отражение которой можно проследить в его творчестве: футуризм – будетляне – ЛЕФ – окна сатиры РОСТА. «Время учтет и воздаст следуемое каждому усилию». Маяковский во все периоды разный, но в тоже время он един. Просто, в какой то момент исчезает юноша 22 лет, стремящий в будущее и появляется уже зрелый учитель, который вспоминает как рисовал плакаты, отражающие последние новости, и обучающий тому, как нужно делать стихи.
И в этой пестрой картине один за одним всплывают знакомые имена: Антон Чехов, Игорь Северянин, Александр Блок, Велимир Хлебников, Сергей Есенин. Из строк Маяковского они предстают теми, кто определяет литературную повестку текущего. Они все живые, хотя это все статьи их памяти. Но такими их запомнил Маяковский, такими передал нам.
Поэзия вообще вещь особенная. Маяковский говорит об этом со знанием дела. Да, он признает, что не знает форм для написания стихов, но зато прекрасно способен объяснить как написать такую поэтическую строку, которая действительно запомниться и западет в душу и память. Прочитав один раз, такое уже не забудется.
Здесь важность ещё и то, как донести эту поэзию до читателей. Маяковский подробно рассказал как делались революционные плакаты, с какими трудностями сталкивались при их изготовлении и очень сожалеет о том, что очень много созданных им вручную плакатов оказалось утрачено.
Но Маяковский ценит и другой вид искусства. В данном сборнике представлены 23 статьи, которые были опубликованы в «Кине-журнале» с 1913-1915 гг.. Это как раз доказывает, что Маяковский проявлял себя в массовой, т.е. нефутуристичкой прессе. Он прекрасно разбирался в новом виде искусства, которое в то время только набирало свои обороты. Смело рассуждал на тему противостояния кинематографа и театра. Писал о том, как должны взаимодействовать кино и музыка. Говорил о перспективах кинематографа как элемента пропаганды, педагогики и фактора мирового объединения. Уверен, не стань Маяковский ведущим поэтом, художником и рекламистом, то кинокритик бы из него вышел просто отменный.
Потому уже в 1923 г. Маяковский сумел четко распределить всё советское искусство по категориям: пролетискусство, официальная литература, «новейшая» литература, смена вех, одиночки – левые. К какой из этих групп автор относил себя, думаю, догадаться не сложно.
Но Маяковский был не просто поэт. Не зря его литературным направлением был футуризм. Те самые поэты, у которых «под желтыми кофтами гаеров были тела здоровых… силачей». Не зря сам Маяковский написал: «Во всех наших манифестациях первым стояло на знамени: «Всякое творчество свободно»… Сегодняшняя поэзия – поэзия борьбы.» Не зря же ещё в 1915 г. Маяковский подчеркнул «Футуризм мертвой хваткой ВЗЯЛ Россию» и добавляет «голос футуризма, вчера еще мягкий от сентиментальной мечтательности, сегодня выльется в медь проповеди». А чуть позже: «мы докажем: мы на верном пути в грядущее».
Может быть, потому большинство текстов из сборника «Война и язык» читается словно сводки последних новостей дня сегодняшнего: «Война сегодняшних дней – это самое яркое выражение современной жизни, жизни движения, бури и натиска», «Там, на далеких полях брани, уже наметилась та задача, которую человечество должно разрешить в новом, пришедшем году» и это лишь самые безобидные примеры.
Потому на вопрос об актуальности Маяковского можно отвечать только утвердительно. Он пронзил суровую ткань времени и стал тем поэтическим голосом, который нужен в любую эпоху. Понимал ли он это сам? Как видится, да. Иначе не оставил бы таких подробных инструкций о том, к чему должны стремится все поэты. Потому то и сегодня Маяковский остается одним из ведущих НАШИХ поэтов, чье творчество продолжает вести вперед, с каждым днём открывая перед нами новые горизонты.
А как эти горизонты постичь? Сам Маяковский дал по этому поводу довольно точный совет: «Учитесь в мелочах!»