В мире «альтернативной истории» каждый день делаются новые изумительные открытия, под напором которых трещит по швам официальная наука… или здравый смысл.
Наша подписчица обратилась к нам с вопросом:
«Как в XIX веке обеспечивалось освещение Большого театра в Москве и удовлетворение биологических нужд его посетителей? По мнению «альтернативщиков», было невозможно так оперативно управляться со свечами на такой огромной территории и обеспечить туалетом многочисленных гостей при отсутствии современного водопровода и электричества».
Очевидно, что до появления электричества и фаянсовых унитазов не мог функционировать ни Большой театр, ни, тем более, какой-нибудь римский Колизей.
Ситуацию комментирует Алина Ковалёва, историк-нарративист, специализирующаяся на корпоративной культуре первой половины XIX века, колумнист журнала Proshloe:
«В XVIII и первой четверти XIX века все освещение было свечным или масляным; помещения, будь то театральный холл или тронный зал освещались с помощью настенных бра (обычно свечных) и больших люстр, которые могли быть свечными и масляными. Систем перемещения и зажигания было, в общем, две: блочная, когда люстру спускали, а потом подтягивали наверх. Либо более сложная, когда прямо над залой находилось техническое помещение, куда ее подтягивали, когда нужно было.
Очень хорошо эта система описана в записках князя В.М.Голицына (как раз про московский Большой театр): «Зрительная зала освещалась лампами, в коих горел так называемый олейн. Случалось, что во время действия в одной из тридцати или сорока ламп рампы лопалось стекло, и она начинала немилосердно коптеть; когда же наступал антракт, то из-за спущенного занавеса появлялся рабочий в фартуке и высоких сапогах и поправлял беду. Люстра состояла из трех рядов таких же ламп, и она поднималась в отверстие потолка как для того, чтобы зажигать их и тушить, так и по случаю лопнувшего стекла, что бывало и во время представлений.
После того, как куски стекла несколько раз падали на головы сидевших в креслах зрителей, догадались приделать под люстрой тонкую сетку. Лишь гораздо позднее было введено газовое освещение в люстре и в рампе. В особо торжественных случаях, например в спектаклях в большие праздники или царские дни, зажигались стеариновые свечи в прикрепленных к бортам лож бронзовых бра, и свечи эти бывало текли опять-таки на головы зрителей».
Газовое освещение, например, Генерального штаба в СПб появилось в 1823 году, но в театрах газовые рожки появились позднее - в 1840-е гг.
Теперь что касается туалетов; тут все проще: практика посещения театров, в принципе, была непохожа на современную. Было очень много одноактных произведений; обычно давали 2-3 подряд, каждое длительностью 40-60 минут. В театры приезжали на 1-1,5 часа, примерно как в социальный клуб. Приезжали на модного актера/актрису, а не на само произведение; то есть совершенно нормальным было уйти после первого действия, например.
Я это к чему: туалетов как таковых не было; не было и водопровода (по крайней мере, применительно к первой половине XIX века). К ложам примыкали комнатки, где стояла ширма, за ширмой — ваза; лакей ее выносил потом, после общего разъезда. Причем эта комната не была туалетом в буквальном смысле слова; уборные размещались в жилых помещениях во всех частных домах. В спальнях/туалетных/гардеробных.
Были несколько иные представления об интимности.
Так обходились держатели лож. Посетители партера — а это только мужчины, дамы в партере брать кресла не могли - терпели или просто уезжали».
Хм. Подождём, пожалуй, переписывать учебники.
🗿19-20 августа состоится форум «Ученые против мифов» в Москве. Программа и билеты.
Вам также может быть интересно: