Вот ведь как случается: прочно обосновался в нашей речи какой-то образ, а всегда ли мы знакомы с первоисточником, благодаря которому этот образ стал столь популярным?.. Ведь не всегда же.
Вот сейчас предлагаю вспомнить про мастера Левшу и пресловутую подкованную им блоху. О том, что этот факт имел место быть (во всяком случае, так считается), знает каждый, а вот подробности – помним ли?..
Чрезвычайно широко известное, и при этом далеко не всеми (особенно молодёжью) прочитанное произведение, о котором хочется написать несколько слов – это «Левша» Николая Лескова.
Если предельно коротко: что мы об этой повести помним? Что англичане сделали механическую блоху, а Левша, дабы им нос утереть, её подковал. А дальше?.. А дальше всё – выдохлись! Разве не так?.. Да что там о ком-то говорить – я сам только недавно впервые за много лет перечитал повесть, и вроде как заново её для себя открыл. Хотя искренне считал, что с творчеством писателя знаком неплохо, а его «Очарованным странником» попросту очарован.
Так вот, «Левша». Эта книга, если уж говорить прямо – гимн российской никчёмности, российскому равнодушию к своим соотечественникам, отечественному вельможному чванству, чиновной трусости, нашему неискоренимому стремлению пустить загранице пыль в глаза… Конечно, можно на сюжет посмотреть и под другим ракурсом, но я увидел именно так. Не потому, что настроен против России – а потому что в повести именно так написано. При всём моём искреннем уважении к Лескову.
Коротенько вспомним сюжет повести.
Англичане сконструировали немыслимо мелкую механическую блоху, которая умела прыгать. Изрядно хлебнувший «кизлярки» лихой атаман Платов заверил государя, что наши мастера «аглицких» переплюнут. По его распоряжению (а если точнее, по сюжету, то под угрозой расправы) четверо тульских оружейников взялись «переплёвывать», и в качестве такового дела эту блоху подковали. В результате механизм перестал работать – подковки оказались слишком тяжёлыми для приводящей его в действие пружины. Не рассчитали оружейники, да и не рассчитывали даже, потому что всё делали на привычный отечественный авось. Да и как иначе, коль работали не от души, а по приказу, и им прыгательная функция заморской блохи оставалась до лампочки (масляной к тому же).
Вот и получилось, что не превзошли наши англичан, а проделали абсолютно бесполезную, бессмысленную, хотя и чрезвычайно кропотливую и тонкую работу. И чем тут гордиться, скажите на милость?.. Разве что клеймом на гвоздиках, да что ж с того клейма, если его даже в «мелкоскоп» не разглядеть…
Оказавшись в Англии, Левша получает заманчивые предложения остаться в этом технически продвинутом государстве навсегда – островитяне оценили природный потенциал мастера. Однако тот отказывается от щедрых посулов - он патриот, британской жизни он не понимал и не принимал! Более того, забытый на чужбине, Левша старается самостоятельно вернуться в Россию, так как раскрыл технологический секрет британцев, имеющий огромное оборонное государственное значение… С большим трудом добирается он до родной страны.
И что же? Да никому, оказывается, они в России не нужны – ни он сам по себе, ни со своим открытием, равно как и самоё открытие никого не интересует. Сколько мы в истории знаем примеров, когда казна втридорога покупала нечто за границей, игнорируя куда более совершенные отечественные изобретения; платила бешеные деньги иноземцам, не обращая внимания на своих кудесников!
Вернувшийся на Родину Левша пытается достучаться до власть имущих, однако – приходится повториться – в холодном (во всех смыслах слова) Петербурге он никомушеньки не нужен. Правоохранительные органы, медицинские учреждения ничего абсолютно не делают, чтобы помочь человеку, оказавшемуся в сложном положении, равнодушно созерцают его умирание. И гибнет в России русский человек, ни за понюшку табака загибается – бессмысленно и бесполезно. Один только англичанин-собутыльник искренне и бескорыстно пытается ему помочь, и только ему отечественные госструктуры идут навстречу по единственной причине: он – иностранец, а к иностранцам у нас завсегда особый пиетет!
В книге «Левша» Николай Лесков прямо и недвусмысленно показывает, что в России человек как таковой никому не интересен, что любой госчиновник между государственной пользой и личным благополучием однозначно выбирает корыстный интерес; что о человеке, после того как он выполнил свою функцию, чиновник тут же забудет.
…Так ли всё в России в описываемые времена обстояло на самом деле? И как картинка из середины XIX столетия согласуется с днём сегодняшним?.. Тут сколько людей – столько и мнений, каждый по-своему ответит на этот вопрос. Кто-то и в самом деле увидит в книге Лескова злую сатиру на нашу действительность – что двухвековой давности, что нынешнюю. Ну а кто-то, напротив, тут же вступит с автором в спор.
И ведь как совпало-то!.. Простой русский мастер в книге отказывается от эмиграции не в какую другую страну, а именно в Англию, в которую не так давно валом валили наши современные нувориши. Левше ТАМ обещали деньги, чтобы его талант служил ЧУЖОЙ стране, в то время как НАШИ богатеи свои капиталы вывозили как раз ТУДА, чтобы они работали на ИХ экономику.
Впрочем, я всё же о конкретной книге, а не о политике и не о вывозимых капиталах.
Николай Лесков – замечательный художник слова. И от этого книга читается ещё мрачнее. Во всяком случае, на мой взгляд.