В прошлой статье мы рассказали о жизни писательницы Татьяны Богданович, автора повести «Ученик наборного художества». Книга посвящена судьбе любознательного подростка Акима Камбарова, который приехал в Петербург из маленького северного города Каргополь учиться типографскому делу.
Эту книгу можно увидеть на сайте Гайдаровки, там выложена ее цифровая копия. Сегодня мы поговорим об иллюстраторе этой книги, замечательной художнице Елене Сафоновой.
Младшая на «лесенке»
Елена Сафонова родилась в 1902 году в семье замечательного музыканта Василия Ильича Сафонова – соратника Чайковского, одного из основателей Московской консерватории и ее ректора. Он вырастил целое поколение выдающихся музыкантов, среди которых Гнесины и Скрябин. Большой зал филармонии города Кисловодска в знак признания заслуг носит его имя.
В семье было десять детей, Елена – самая младшая. Сохранилась интересная фотография, которая иногда называется «сафоновская лесенка»: на ней вся семья выстроилась по росту. Будущая художница в белом платьице занимает самый правый фланг.
Зимой семья Сафоновых жила в Москве, в большой двухэтажной квартире в консерватории, лето проводила в Кисловодске. В доме любили музыку и чтение, дети играли на фортепиано, сочиняли музыкальные пьесы, писали прозу и стихи на русском, немецком и французском языках, рисовали, ставили домашние спектакли.
Что такое «перист»?
Закончив гимназию в Кисловодске, Елена в 1921–26 годах училась в Петрограде, во ВХУТЕИНе (Высший художественно-технический институт, бывшая Академия художеств). Впрочем, это учебное заведение в те годы сменило так много названий, что в интернете встречаются самые разные аббревиатуры. Там она получила шутливое прозвище «перист», так как хорошо рисовала пером.
Ее наставником в студии живописи был Кузьма Петров-Водкин – оригинальный художник, искавший новую манеру изображения. Некоторые его работы выполнены в системе «сферической перспективы» – отзвуки этого своеобразного приема прослеживаются и в иллюстрациях Елены Сафоновой.
Иллюстрации и театр
С1923 года Елена стала работать в области книжной графики. Она иллюстрировала книги для детей, сотрудничала с журналами «Чиж» и «Еж», дружила с обэриутами. Вместе с обэриутами художница была отправлена в ссылку в Курск, но через два года получила разрешение вернуться.
Вот ее работы: книжки для маленьких «Вокзал» (1930, раскладывается в виде ширмы) и «Железная дорога» (1937). На рисунках мы видим множество тонко прорисованных деталей, которые можно рассматривать долго-долго, и которые создают общую картину. Сразу видно, что их сделал умелый «перист». Говорят, что виммельбухи – это совсем новый вид книжной продукции. Глядя на ее иллюстрации, с этим можно поспорить!
Книга «Река» целиком сделана Еленой Сафоновой. В ней нет текста, одни рисунки: на разворотах в мельчайших подробностях изображена жизнь реки и людей рядом. Это путешествие по реке от истока, где река еще совсем узкая, до полноводной реки с мостами и кораблями. В 1935 году художница сделала новую версию «Реки», в которой мы видим заводы, промышленные города, большие пароходы. За пять лет жизнь изменилась, и это нашло отражение в иллюстрациях. И опять она забежала далеко вперед – это же современная «книга художника» в чистом виде!
В 2021 году издательство «Белая ворона. Albus corvus» переиздало «Реку». Это переиздание, в котором два альбома вложены в одну папку, вошло в каталог «100 лучших новых книг для детей и подростков-2021».
Этапной для Елены Сафоновой стала работа над иллюстрациями к книге Бориса Житкова «Что я видел». Для этого она даже на два года переехала в Москву. Результатом совместной работы стала прекрасно «сконструированная» познавательная книга, в которой рисунки органично дополняли текст. Художница смогла увидеть каждый предмет глазами пытливого ребенка. Сотрудничество с Борисом Житковым, который очень внимательно относился к выбору иллюстраторов, длилось на протяжении нескольких лет.
Елена Васильевна сделала рисунки к «Доктору Айболиту» Корнея Чуковского, «Гадкому утенку» Андерсена, к сказкам братьев Гримм, Евгения Шварца. Она много работала как театральный художник: участвовала в создании более 30 постановок во МХАТе, Театре им. Станиславского, Театре сатиры, Большом и других театрах.
Хлебные бусы
В последние годы Елена Васильевна увлеклась изготовлением поразительно красивых «хлебных» бус. По воспоминаниям ее племянника Ильи Сафонова, «Каждая бусинка вылепливалась из специально приготовленной массы, основу которой составлял мякиш рижского хлеба с добавками олифы, клея БФ и, возможно, еще чего-то… Вылепленные бусинки бывали разными по форме: плоские с узорчатыми краями, бочкообразные с горлышками и перевязочками и т.д. … В итоге появлялись изделия, среди которых многие были замечательно красивы: одни – фарфорово-белые с маленькими синими цветочками, другие – роскошные многоярусные, какие-нибудь розовые или малиновые, где узорчатыми были не только сами бусинки, даже их последовательности составляли некоторый узор».
Илья – сын ее сестры Ольги, которая погибла в блокаду в 1942 году. Во время войны Елена Васильевна отыскала его в детском доме и усыновила. Она бесстрашно ездила в лагерь и в ссылку к своей сестре Анне Тимирёвой – гражданской жене Колчака. В воспоминаниях Ильи Сафонова о Тюле (это домашнее прозвище Елены Васильевны) видно, что она всю жизнь помогала родным и друзьям.
К повести «Ученик наборного художества» Елена Сафонова нарисовала иллюстрации и обложку. В таком виде книга выдержала два издания: в 1933 и 1935 годах. Эти даты указаны во всех доступных источниках. Но вот что удивительно: на книге из нашего редкого фонда ясно виден 1934 год! Что тому причиной – допечатка тиража или еще какие-то обстоятельства, мы не знаем.
Третий раз повесть была напечатана в 1941 году, но уже с рисунками Юрия Мезерницкого. Она вышла в издательстве «Детская литература», в серии «Школьная библиотека». С тех пор остросюжетная история, центром которой является жизнь юного наборщика типографии Акима Камбарова, не печаталась.