Многие знают о том, что отношения большинства талантливых, гениальных людей со своими супругами были очень разные, как и сами эти выдающиеся личности. Очень часто именно благодаря влиянию жены на творчество человека, связанного с миром искусства, появлялись на свет произведения, делавшие имя их автору.
Нордман Наталья Борисовна была не просто женой выдающегося живописца Ильи Репина, но ещё и достаточно известной писательницей, творившей под псевдонимом «Северова», которую очень интересовал так называемый «женский вопрос». Эта невероятно умная женщина во многих вещах опередила своё время, и современникам было нелегко её понять. Многим из них казалось, что у неё очень странный характер, и слишком много причуд, которых не должно быть у «порядочной» женщины.
Удивительная встреча
Впервые увидели они друг друга в тот день, когда княгиня Тенишева пришла на очередной сеанс художника, создававшего её портрет. Княгиня появилась в студии живописца со своей подругой — это была Наталья Нордман.
Приступивший к работе Репин, решил почитать дамам стихи, нравившихся ему поэтов. И для него было неприятной неожиданностью то, что компаньонка княгини не только очень высокомерно держалась, но и открыто высмеяла поэтический вкус художника.
Надо ли говорить как задело знаменитого художника, давно привыкшего к женскому вниманию, вызывающее поведение этой странной особы. И если бы кто-нибудь сказал тогда, что в скором времени эта чудачка станет неотъемлемой частью его самого, то он сам бы посмеялся над этим человеком. Ну а тогда он просто обратился к княгине с большой просьбой больше не приводить «это» в его дом.
Портрет жены художника
Несмотря на то, что выдающийся мастер кисти и красок был знаком со многими самыми красивыми дамами того времени, ни одной из них не удалось до такой степени околдовать его как этой, по их мнению, «дурнушке» со странными привычками.
Можно понять тех дам, которые каких только слухов не распространяли о «порочности» Натальи Нордман, но почему-то даже некоторые биографы художника не согласны с тем, что это была настоящая любовь.
Однако для самого Ильи Ефимовича сомнений не было никаких в том, что это именно та женщина, которую он долго ждал. «Секрет» неожиданной страсти к ней художника очень прост: у этой «инопланетянки», бравировавшей своими демократическими взглядами по отношению к прислуге, бывшей убеждённой вегетарианкой, имевшей массу необычных для женщин того времени увлечений, был далеко не женский интеллект, что и стало решающим моментом в их отношениях.
Ради этой «феминистки», отлично владевшей шестью иностранными языками, великолепно знавшей театр, увлекавшейся фотографированием и скульптурой, Репин, не задумываясь, согласился стать вегетарианцем.
Один из самых известных портретов любимой жены Репин создал во время путешествия по Швейцарии. Эта работа так понравилась художнику, что он до конца своих дней оставил эту картину висеть на стене.
«Странная женщина»
Демократические и феминистские взгляды Натальи Нордман, и всегда волновавший её вопрос «раскрепощения» простого народа, жизнь которого не должна отличаться от жизни «высшего сословия», многих приводили в недоумение в то время.
Супруга известного на всю страну живописца запросто могла поздороваться за руку со швейцаром, и нередко приглашала кухарку за обеденный стол. А в знаменитом доме на берегу Финского залива, где художник с писательницей жили с 1899 года, никогда не было прислуги.
В этом доме гостили очень известные люди, ими оставлено было немало удивлённых отзывов о порядках в этом «необычном» доме, один из «удивлённых» гостей — писатель и философ Василий Розанов — называл Нордман «дамой-пылесосом», очень ловко «проглотившим» наивного художника. А один из самых близких друзей живописца Корней Чуковский был «обеспокоен» ущербом, который наносит Нордман своими «странностями» имени художника.
Все эти замечания, шутки гостей не могли не сказаться на отношениях супругов — раздосадованный художник укорял жену в том, что его имя слишком часто стало «украшать» страницы жёлтой прессы.
В скором времени Наталья Нордман заболевает пневмонией и решает расстаться с художником, втайне от него уехав в Швейцарию, чтобы заняться лечением болезни. Репин был в отчаянии, когда она отказалась взять большую сумму денег, посланных ей супругом, не подозревавшим о её намерении оставить его навсегда. В многочисленных письмах, которые он ей писал через день, признавался, что никого и никогда так не любил, как её...
«Странной» женщины не стало в 1914 году — в швейцарской больнице она ушла из жизни из-за туберкулёза лёгких. После её ухода Репин прожил ещё 16 лет, считая до конца своих дней эту удивительную женщину настоящей и единственной любовью.