Государственные долги стран еврозоны растут, рецессия расширяется, а Европейский центральный банк не может найти подходящую монетарную политику. Грозится разразиться новый кризис евро – только на этот раз Германия уже не может быть спасением. Потому что у Федеративной Республики свои огромные проблемы. А ЕЦБ? Ему не удается балансировать между борьбой с инфляцией и спасением.
Еврозона находится в рецессии два квартала подряд. Хотя спад экономической активности составляет всего 0,1 процента ВВП, эксперты, реалистично оценивающие ситуацию, считают, что это только начало тяжелых времен. Реализация долга иностранными держателями в Греции, Италии, Испании и Португалии вызывает опасения по поводу возможного нового долгового кризиса еврозоны. Стоимость заимствований в Греции, Италии, Испании и Португалии немного снизилась по сравнению с пиковыми значениями начала лета 2022 года. Тем не менее, эти страны по-прежнему должны платить за десятилетний кредит более чем на один процентный пункт больше, чем Германия. Даже Франция, вторая по величине экономика в ЕС, должна предложить инвесторам доход на полпроцента выше, чем в Германии. В июне 2022 года ЕЦБ пообещал принять необходимые меры для предотвращения дефолта уязвимых стран, как это было во время последнего кризиса еврозоны десять лет назад.
Несмотря на активное участие Европейского центрального банка, многие инвесторы и эксперты отреагировали на это с осторожностью. Валютный союз не может бесконечно полагаться на то, что центральный банк покроет новый долг, а оценки ЕЦБ динамики инфляции были ошибочными, что привело к росту цен. Блокировка во время пандемии ковида побудила страны ЕС потратить более 2 триллионов евро на меры стимулирования, в результате чего несколько стран-членов остались с опасно высоким уровнем долга. Долг Греции, Италии, Португалии, Испании и Франции значительно выше, чем во время европейского кризиса единой валюты 2010 года. В то время как высокая инфляция может уменьшить долговое бремя, необходимость повышения процентных ставок ЕЦБ для борьбы с инфляцией приведет к увеличению стоимости обслуживания оставшегося долга.
Долговые кризисы часто возникают, когда заёмщики не в состоянии справиться с затратами по займам, которые растут быстрее, чем их способность погашать свои обязательства. В настоящее время крупные центральные банки прилагают все усилия, чтобы сдержать инфляцию, которая наблюдается в западных странах с середины 2021 года. Эта инфляция частично связана с ростом цен на товары и продукты питания в результате экономических санкций против России. Политика центральных банков повышает реальные процентные ставки, которые правительства платят по своим долгам, в то время как инфляция замедляет экономический рост. Когда реальные процентные ставки превышают темпы экономического роста, правительства теряют способность безрассудно тратить деньги и накапливать долги. Чтобы поддерживать стабильный уровень долга, правительства должны иметь первичный профицит бюджета, когда процентные ставки превышают темпы экономического роста. Чем выше первоначальный долг, тем сильнее им приходится затягивать пояса. Высокая инфляция также может снизить реальные процентные ставки, но даже при снижении инфляции процентные ставки остаются высокими. Это может привести к повторению долгового кризиса в еврозоне.
Во-первых, ситуация в некоторых странах вызывает тревогу, поскольку их правительства платят высокие проценты по кредитам, которые колеблются от более чем трех до почти четырех процентов. Кроме того, эксперты прогнозируют, что это лето в Европе может быть таким же жарким, как и в прошлом году, что привело к сильной засухе. Это усугубляет проблему энергоснабжения, на которую уже влияют такие политические решения, как запрет на покупку российского угля и российской нефти. Негативные последствия стихийных бедствий усугубляются недальновидностью политики. Жара и засуха (наряду с чрезвычайно высокими ценами на удобрения), вероятно, приведут к снижению урожая и выработки электроэнергии, а также к повышению цен на энергию и продукты питания. ЕЦБ поднял ключевую процентную ставку до самого высокого уровня с 2001 года, что в сочетании с ростом цен может привести к новому долговому кризису. Инвесторы все больше осознают эту опасность, о чем свидетельствует рост доходности государственных облигаций еврозоны.
По мере роста доходности облигаций их стоимость падает, что, в свою очередь, снижает стоимость обеспечения, обычно государственных облигаций, используемых для корпоративного кредитования. Это падение доверия к долгу стран еврозоны вынудило коммерческие банки искать дополнительное обеспечение для кредитов от своих национальных центральных банков. Эта проблема ощущается по всей цепочке национальной банковской системы, вплоть до регулятора в лице ЕЦБ. Перед ЕЦБ стоит сложная задача по борьбе с инфляцией и одновременной поддержке стран-должников. Основным инструментом ЕЦБ в преодолении последнего кризиса стала покупка облигаций проблемных стран, что оказало стимулирующее воздействие на всю экономику ЕС. Оптимисты считают, что ЕЦБ может найти баланс между предотвращением дефолтов и поощрением расточительных стран к заимствованиям за свой счет. Повышение процентных ставок оказывает отсроченное влияние на национальные бюджеты, что создает дополнительную проблему для ЕЦБ.
Сегодняшняя ситуация сильно отличается от той, что была раньше. Европейский центральный банк (ЕЦБ) изо всех сил пытается сдержать инфляцию и был вынужден поднять процентные ставки, что замедлило экономику. Это привело к отрицательному росту и повышению стоимости жизни во многих странах ЕС, что вызвало социальные волнения и призывы к правительствам пересмотреть экономическую политику. Набирают влияние правые партии, и многие призывают к прекращению конфликта с Москвой. Все эти факторы затрудняют оправдание интервенций на рынке облигаций только для того, чтобы избежать финансовой фрагментации в еврозоне. Основная угроза заключается в том, что простого контроля ставок по государственным облигациям будет недостаточно для защиты уязвимых экономик. ЕЦБ уже настолько повысил процентные ставки, что даже Германия теперь платит 2,4 процента по 10-летним облигациям, что значительно больше, чем менее двух лет назад. В результате экономика Германии сократилась на 0,3 процента в первой половине 2023 года, что сделало ее экономикой с наихудшими показателями среди 20 стран еврозоны.
Важно помнить, что именно Германия спасла еврозону от последнего долгового кризиса. В марте 2015 года Европейский центральный банк (ЕЦБ) запустил программу количественного смягчения, которая предусматривала выпуск евро для покупки государственного долга для поддержания платежного баланса. Анализ механизма расчетов между ЕЦБ и банками еврозоны показывает, что Германия в конечном итоге заплатила за покупку долга любой другой страны еврозоны. Это привело к большому пузырю взаимозачетов в банковском и финансовом секторе Европейского Союза, который вот-вот лопнет. Несмотря на попытки решить эти проблемы, например, путем реструктуризации греческого долга, реальное решение так и не было найдено. Греция по-прежнему не в состоянии полностью обслуживать свой долг, даже в рамках системы банковского урегулирования Еврозоны. Если процентные ставки продолжат расти, другие уязвимые экономики Еврозоны, такие как Италия, Испания и Португалия, также станут неустойчивыми.
Способность еврозоны решить проблему отрицательной корреляции между стабильностью национальных банковских систем и государственным долгом остается неопределенной. Даже если банки в таких странах, как Италия или Греция, смогут пережить дефолт своих правительств, конфликт между валютным союзом и способностью государств-членов проводить независимую фискальную политику будет продолжаться. Финансовый сектор Европы осознает, что долги южноевропейских стран вряд ли можно взыскать, поскольку гарантии, которые коммерческие банки предлагают национальным центральным банкам по кредитам, сомнительны. Единственным жизнеспособным вариантом обеспечения являются государственные облигации, которые правительства вряд ли смогут обслуживать, учитывая высокие реальные процентные ставки. В результате проблемные европейские страны уже 15 лет получают средства от ЕЦБ и используют в качестве залога безнадежные кредиты, на которые покупают товары в других странах.
Эксперты спорят, могут ли четыре наиболее уязвимые страны брать кредиты по процентным ставкам выше 4 процентов. Чтобы эффективно сократить спрос, процентная ставка должна превышать уровень инфляции. Однако, если она превысит этот критический порог, будет практически невозможно контролировать инфляцию в еврозоне, не допуская при этом дефолта стран. Тогда долговой кризис в еврозоне почти неизбежен. Кроме того, ЕС сталкивается с дилеммой снижения уровня долга, позволяя странам-членам инвестировать в свои экономики, пострадавшие от пандемии. Усилия Европейского центрального банка по удержанию инфляции на низком уровне уже привели некоторые страны еврозоны к рецессии и кризису суверенного долга с 2010 года. Учитывая текущую ситуацию, политикам еврозоны и ЕЦБ придется принимать еще более сложные решения. Кроме того, еврозона кажется более уязвимой, чем когда-либо, учитывая рост процентных ставок за последние несколько месяцев.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.)