Прятки
Самая простая и любимая детьми забава. Сначала среди участников выбирался водящий – именно он должен был искать. Потом он отворачивался и начинал считать. До того, как он окончит счет и скажет: «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать! Кто не спрятался, я не виноват!», нужно было успеть хорошо спрятаться. Затем начинался поиск. Как только кто-то был пойман, ведущий бегом возвращался назад, чтобы успеть «отстучать» имя найденного участника. Если ему удается вырваться, то он может попробовать обогнать водящего и первым застукать. Игра продолжалась до тех пор, пока не найдут всех детей. Первый пойманный участник становился «водой» в следующий раз. Кстати, прятаться можно было как в помещении, так и на свежем воздухе.
Вышибалы
Вышибалы – одна из самых популярных игр с мячом. Для нее брали не очень тяжелый мяч, лучше волейбольный. Играть лучше большой компанией, от 5 человек, так было гораздо проще увернуться, особенно если успеть встать позади других участников. Переходим к правилам: на площадке очерчиваются 2 линии, далее выбираем двоих вышибал. Остальные игроки собираются в центре между двух линий, а вышибалы встают за нее и начинают кидать мяч в сторону друг друга, стараясь попасть в игроков. Мяч, пролетевший мимо, ловит второй игрок, а остальные участники разворачиваются и спешно отбегают назад. Наступает очередь второго вышибалы. В общем, задача одних - выбить, а вторых - увернутся и ловить «свечки».
- Играли в нее до темноты! С детства помню все эти правила. «Свечкой» считался пойманный в полете мяч и ты получал дополнительную жизнь. Можно было с помощью ее вернуть друга. А еще был «Ручеек», когда мяч катился по земле и нужно было ногами сделать «ворота», чтобы он через них прошел, и «бомба». Это когда вышибала бросал вверх мяч, а мы садились на корточки, накрыв голову руками. Кого заденет, то и выбывает, - поделилась Екатерина.
Также вышибалы запускали «салют» - игроки должны были поднять руки и закричать «Ура!».
Ножички
Суть игры в метании ножа в землю так, чтобы он воткнулся. Для игры выбирали ровную площадку, на которой чертился круг - он разделялся от центра на сектора, количество их было равно числу играющих. Окружность должна была быть достаточно большой, такой, чтобы внутри своего участка земли каждый играющий мог свободно стоять. Далее нужно было бросить нож в соседний участок. Если он втыкался, то проводилась линия, которая «отрезала» от куска соперника часть «земли» и присоединялась к «наделу» того, кто бросал нож. Побеждал тот, кто был самым метким и чаще других мог вогнать нож лезвием в землю, присвоив себе всю «территорию» внутри круга. Для усложнения было много «фишек»: кидали кистью, «с пальца», «с локтя» − в каждом дворе были свои нюансы и правила игры.
Съедобное-несъедобное
В этой игре участники садились рядом к друг другу, а ведущий по очереди бросал им мяч, произнося разные слова, съедобные или нет. Например, если кидали «апельсин», то его нужно было поймать. Если этого не сделать, то придется меняться местами с ведущим. В случае, когда в тебя летел «стул», прикасаться к мечу было нельзя, иначе можно было получить неприятное прозвище.
- Чаще старались бросаться тем, что точно есть никто не будет. Если поймаешь червяка или какашку, то над тобой будут долго потом смеяться. Поэтому выбирали именно такие предметы, чтобы можно было подшучивать друг над другом, - рассказала Мария.
Казаки-разбойники
Казаки-разбойники - это смесь пряток и догонялок, где участники делятся на две команды: одни становятся казаками, а другие разбойниками. По правилам разбойникам нужно убежать и спрятаться. Свой путь они обозначают с помощью стрелок на асфальте или стенах, чтобы у казаков были подсказки, где искать. Чаще всего вначале команда бежит вместе, затем разделяется, чтобы запутать соперников. Чем быстрее разбойники убегают и запутаннее стрелочки, тем у них больше шансов на победу.
В это время казаки формируют «штаб» и придумывают пытки для пленных. Потом отправляются искать «разбойников» и, когда находят, то отводят в темницу. Схваченный не имеет права вырываться и убегать. Там из него начинают «выбивать» кодовое слово, которое заранее придумали разбойники. Чтобы выведать пароль, пойманного начинают «пытать» – щекочут, подсовывают насекомых, и так далее. Виды «пыток» заранее оговариваются: они не должны быть жестокими или обидными. Игра заканчивается, когда «казакам» становится известен пароль или кодовая фраза целиком. Но, если пленникам удается сбежать, да еще и захватить штаб, то выигрывают разбойники.
Пекарь (или жопа)
Кстати, в нее играют до сих пор. Для нее потребуется стена, игрок и его седалищное место. Суть игры в том, чтобы бить в стенку мяч, который должен от нее отлетать. Ударяют все поочередно, а кто не попал, тому приписывается буква. С каждым новым промахом добавляется еще одна. «Счастливчик», собравший слово, становится к стене и игроки начинают пинать уже по нему. Существует множество вариантов самой игры. Это может быть мини-футбол, групповые догонялки с мячом, где надо попасть по убегающему, но общее у них одно - в финале участник получит «награждение» по мягким тканям.
Испорченный телефон
Старая проверенная временем детская игра, где нужно нашептывать друг другу слово или фразу. Для это выбирается водящий, который первым что-то шепчет одному из участников, а тот старается точно также передает другому игроку и так по цепочке. Далее последний игрок говорит вслух то, что у него получилось. Зачастую это очень неожиданный и смешной результат, отличающийся от оригинала.
Море волнуется раз ..
В нее часто играли как во дворе, так и в летних лагерях. Сейчас педагоги тоже стараются задействовать ее, так как она хорошо развивает фантазию у детей. Игра довольно простая: участники с помощью считалочки выбирают ведущего. После этого он отворачивается и произносит: «Море волнуется раз! Море волнуется два! Море волнуется три! Морская фигура на месте замри!». Игроки замирают в позах, изображающих что-то, связанное с морем: это может быть дельфин, корабль, медуза. Далее ведущий «оживляет» одного из участников, и, пока тот двигается, пытается угадать фигуру. Если участник показывает хорошо и его задумку быстро угадывают, то он в выигрыше. Проигрывает тот, кого не смогли понять. Он и становится следующим ведущим. Больше всего такую игру любили дети в возрасте 7-12 лет.
Резиночки
Самая любимая игра среди девочек! В ней каждая участница должна выполнить прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Существовали целые схемы прыжков, например, «пешеходы» - необходимо встать лицом к резинке, а потом прыгать таким образом, чтобы прижать каждую половинку к земле ногой, затем меняем ноги. К слову. чем больше подобных «фишек» ты освоишь, тем круче будешь выглядеть среди сверстниц.
А еще в «нулевых» играли в жмурки, краски, и много чего еще. Дети постарше часто приносили с собой карты, чтобы оставить кого-то в дураках или выиграть «21 очко». Мальчишки старались набить мячом больше количество раз, сначала на ноге, потом на коленке, далее на руке и под конец на голове, а девочки - отпрыгать на скакалке или в «классиках».
Однако сегодня во дворах нет такого количества детей, которое можно было наблюдать во время «нулевых», а сами дворовые игры постепенно исчезают.
Напомним, ранее мы рассказывали, как фантазировали дети в «досмартфонную» эпоху. Те, кто отдыхал в лагерях, скорее всего помнят о байках и страшилках, которые рассказывали друг другу подростки. После отбоя начиналось время, когда ребята обменивались рассказами, леденящими кровь. Но самым интересным было вызывать злых духов, чтобы они исполнили желание или ответили на вопросы.
Рина Курдюмова, новости Хабаровска на DVHAB.ru