Найти в Дзене
О Сибири с любовью!

Без единого гвоздя и без капли клея

Оглавление

мастерит свои изделия бондарь из села Ермаковское.

Его учителем был брат. Именно он помог Евгению Иванову стать настоящим профессионалом в бондарном ремесле. Сегодня даже слово это не все знают, не говоря уж о том, что есть такая профессия – бондарь.

Бондарь Евгений Иванов со своими изделиями
Бондарь Евгений Иванов со своими изделиями

В небольшой мастерской Евгения всего один столярный станок, на котором он строгает кедровые поленья, которые являются основой для будущего изделия мастера. Коллекция немаленькая, в ассортименте бондаря – маслобойни, шайки, ушаты, ковшики, кадушки и даже самовары и бочонки для розлива вина и пива.

В кедровом самоваре – чай особенный

Кедровый самовар – это, можно сказать, изобретение ремесленника. Евгений признается: если бы не образование электрика, может, и не додумался бы до своего ноу-хау.

– Я окончил Минусинский сельскохозяйственный колледж, но тогда еще и думать не мог о том, что стану заниматься деревом, – говорит Евгений. – Сам из села Григорьевка, много лет там прожил. Деревня небольшая, но очень уютная и родная для меня. Да и не охотлив я до суеты, большие города не по мне. Ермаковское и то огромным кажется, и как вы в Минусинске не устаете... Деревенские просторы ближе, здесь как-то больше себя человеком чувствуешь. Честнее здесь все и понятнее. Все друг друга знают, все на виду, а потому рисоваться нет смысла, какой есть, такой и есть. Просто детям нужно было образование качественное дать, вот и решили в райцентр перебраться.

Здесь у Евгения свой дом, тут же и мастерская, где творит свои шедевры сельский житель. Помещение довольно скромное, но уютное. Пахнет только деревом! Запаха лака, клея или краски здесь не бывает. Потому что все делается без единого гвоздя и без капли клея. Нет, преувеличиваю, несколько гвоздиков в деревянных бочках все же есть. Они служат опорой для черемуховых дуг, при помощи которых держится каркас.

Кедровый самовар ручной работы мастера
Кедровый самовар ручной работы мастера

– Черемуха гибкая и прочная, она крепко «обнимает» изделие, при правильной эксплуатации кедровая кадка может и 20 лет прослужить, – рассказывает мастер. – Кстати, никогда не использую распиленный материал, исключительно сам колю кедр. А иначе это будет халтура. Рассохнется, и ничего не сделаешь. Наколотое дерево под нужным углом обтачиваю, потом подбираю каждое полешко, чтобы собрать бочку. Скрепляется будущее изделие металлическими кольцами, а уж потом приводится в порядок при помощи колька – инструмента для выравнивания внутренних стенок. Все это делается вручную.

При этом кадушки ничем не пропитываются. По мнению бондаря, любое покрытие, содержащее химию, вредит дереву. Некоторые заказчики просят покрыть самовар или ковшик лаком, но Евгений убеждает, что делать этого не нужно. Говорит, даже вкус воды меняется, если в составе есть химия.

– Почитайте историю, как наши предки с древесиной работали. Это сегодня рынок завален всякими деревяшками, по-другому не скажу. Большинство из того, что продается на ярмарках и в магазинах, сделано на станках, как говорится, на поток. Зачастую изготовлено из некачественного сырья, пропитанного химией. Настоящих мастеров сегодня днем с огнем не сыщешь, а раньше в каждой деревне бондарь имелся. Утвари-то особо не было, все сами мастерили. Да и я, быть может, не занялся этим делом, если бы не 90-е. Когда Союз развалился, работы в деревне совсем не стало. А семью кормить надо. Вот и пристроился к брату, новое для себя дело осваивать. Постепенно натаскался, стало получаться. Почти 25 лет этим занимаюсь.

Нельзя терять традиции предков

Изделия Евгения Иванова – это товар, который не встретишь в магазинах и не найдешь в интернете. Он работает исключительно на заказ и только сам реализует свою продукцию. Евгения можно встретить на торговых рядах на выезде из села Танзыбей и, конечно, на популярных праздниках: День минусинского помидора, «МИР Сибири», «Золотой подсолнух».

– Пробовал открывать свою лавку древесных изделий, но магазин себя не оправдывает. Повторюсь, сегодня так много дешевой продукции, что не многие оценят труд мастера. Конечно, мой товар для кого-то может быть не по карману, но ведь это эксклюзивная продукция, в которую вложена душа.

На изготовление одной кадки или самовара у мастера уходит не менее суток. Это в лучшем случае. Как любое творчество, бондарское дело требует усидчивости и терпения. Если мастер начал творить, то не выйдет из мастерской, пока не закончит изделие. На заказ Евгений Иванов может выполнить практически любую работу. Из цельного дерева он вырезает ковши и ложки, а подносы его украшены эксклюзивными узорами, которые выжигает по дереву его супруга.

Супруга помогает Евгению наносить росписи
Супруга помогает Евгению наносить росписи

– Для жены это скорее хобби, по профессии она бухгалтер, – признается Евгений. – Но иногда ей нравится украшать мои изделия. Пытался сыновей обучить бондарскому делу, всё у них получается, вот только желания зарабатывать этим ремеслом себе на хлеб – нет. Нестабильное это нынче занятие. Бывает, поездкой на ярмарки едва только дорогу оправдываешь. Понимаю, что не у каждого есть лишние пять тысяч рублей, чтобы самовар приобрести. Бочки – это не горячие пирожки, быстро не раскупят. А с другой стороны, хорошая кадка в хозяйстве всегда пригодится. Хоть в бане, хоть на кухне. В ней всё что угодно можно солить и хранить. И прослужит она не одно десятилетие.

Однако, несмотря на то, что изделия у Евгения далеко не дешевые, товар в мастерской не залеживается. Ремесленника высоко ценят не только в Ермаковском районе, но и в регионе о нем хорошо знают. Мужчина признается, что сарафанное радио делает свое дело: достаточно продать хороший и качественный товар – и о тебе узнают.

– Я люблю то, чем занимаюсь, может быть, именно поэтому у меня всегда находятся клиенты, – говорит Евгений. – Все-таки остались еще ценители, которым важна не только стоимость, но и качество продукции. Мне не стыдно за то, что я делаю, печально только, что последователей у меня немного. Уходит ремесло в прошлое, и это не может не огорчать. Живя в деревне, человек должен уметь элементарные вещи: колоть дрова, пилить, строгать, управляться со скотом. Вот бы в школах ввели обязательную дисциплину, что-то типа «сделай сам». Но этот вопрос должен решаться на государственном уровне...

Ольга Новикова