Найти в Дзене

Два подхода по экспресс упаковке информации в историю. Практический сторителлинг.

Обычно, чтобы упаковать какое-то сообщение в историю мы в “Смыслотеке” проводим целое исследование. Под ситуацию и задачу заказчика составляется карта вопросов. Карта вопросов состоит из сегментов. В ходе исследования сегменты заполняются информацией и карта вопросов превращается в карту знаний. Потом информация из сегментов карты знаний укладывается в шаблон истории (сегменты карты вопросов и шаблона истории связаны). Чуть ниже, когда я буду рассказывать про структуру истории вы сможете скачать, используемый нами “шаблон истории”. Для групповой работы больше подходит экспресс сборка истории через случай или ситуацию Но, когда мы проводим Смыслотоны, не всегда есть время на полноценное исследование. Смыслотоны — это очные или онлайн мероприятия ограниченные по времени. На них с нашей помощью участники анализируют, структурируют информацию и упаковывают её в ясное и понятное сообщение. Одним из форматов такого сообщения и является история. Для упрощения процесса упаковки мы используем
Оглавление

Обычно, чтобы упаковать какое-то сообщение в историю мы в “Смыслотеке” проводим целое исследование. Под ситуацию и задачу заказчика составляется карта вопросов. Карта вопросов состоит из сегментов. В ходе исследования сегменты заполняются информацией и карта вопросов превращается в карту знаний. Потом информация из сегментов карты знаний укладывается в шаблон истории (сегменты карты вопросов и шаблона истории связаны). Чуть ниже, когда я буду рассказывать про структуру истории вы сможете скачать, используемый нами “шаблон истории”.

Для групповой работы больше подходит экспресс сборка истории через случай или ситуацию

Но, когда мы проводим Смыслотоны, не всегда есть время на полноценное исследование. Смыслотоны — это очные или онлайн мероприятия ограниченные по времени. На них с нашей помощью участники анализируют, структурируют информацию и упаковывают её в ясное и понятное сообщение. Одним из форматов такого сообщения и является история.

Для упрощения процесса упаковки мы используем два подхода. Когда в основу истории кладётся реальный случай из практики участников мастерской или история придумывается на основе типовой ситуации из практики участников. Подробнее разберём эти два подхода на примере упаковки ценностей компании.

Для осознания и донесения реального понимания ценности можно использовать ценностный конфликт (выбор). В основе хорошей истории и драматургии, также лежит проблема и конфликтная ситуация выбора. Поэтому история хорошо подходит для упаковки ценностей. Подробнее про ценностный конфликт и истории можно посмотреть в ролике ниже

Ценностный конфликт и истории

Базовая структура истории состоит из Экспозиции Завязки Развития Кульминации Развязки. Мне трудно было запомнить все пять элементов структуры. И я, как человек с военным прошлым, запомнил структуру как Эксплуатация Зенитно Ракетного Комплекса России. Когда провожу мастер классы иногда намеренно использую для “разрыва шаблона” такой пример описания. Люди всегда удивляются и фокусируются, если в контексте сторителлинга слышат фразу: “А сейчас поговорим об эксплуатации зенитно-ракетного комплекса в России” :).

-2

Экспозиция Завязка Развитие Кульминация Развязка

Скачать, используемый нами шаблон истории, вы можете по ссылке Шаблон истории. Там есть краткое пояснение каждого этапа истории.

Осталось на основе случая или ситуации показать этот ценностный выбор в формате истории.

Когда основа случай

На ценностных Смыслотонах для написания истории мы предлагаем участникам вспомнить случай из их реальной практики (жизни). Случай рассматриваем в контексте ценности. Участник рассказывает случай и считает, что именно в этом случае раскрывается его понимание ценности.

Обычно случай рассказывается кратко, без всяких пояснений. Например, участник рассказывает случай. Шахтёры спускались в шахту. Работник увидел, что его товарищ с похмелья и не пустил его выполнять работу на погрузчике. Участник именно так понимает проявление ценности — ответственность.

Работая по шаблону истории, мы помогаем вытащить подробности случая. Задаём вопросы: Сомневался ли сотрудник, когда принимал решение? Ведь не допустить до работы просто так нельзя, нужно сообщить мастеру. Сложный выбор между чем и чем был у работника? “Заложить” товарища и получить порицание коллектива или допустить возможность травмо- или жизнеопасной ситуации. А как могла развиваться ситуация если бы не обратил внимание? и т.д.

Через такую работу, скелет случая обрастает мышцами истории. Вспоминается или придумывается правдивая драматургия истории.

Пример ролика, получившегося из случая при работе на Смыслотоне, вы можете посмотреть ниже.

Отвественность — трудный выбор

Коль нету случая и ситуация сгодиться

Иногда участникам Смыслотонов трудно вспомнить случай, через который они бы смогли транслировать своё видение ценности. Тогда мы предлагаем вспомнить рабочие ситуации из их практики (практики компании). Ситуации, оказавшись в которых, требуется делать выбор.

Ситуации придумать легче. Ведь бывает, что во время отпуска вызывают на работу. И можно отказаться, придумав вескую причину или выйти помочь коллегам и компании. Часто для сдачи отчёта приходиться задерживаться на работе. И снова выбор, ведь дома может ждать семья или билеты в театр. По регламенту есть ситуации, когда в ночную смену нужно каждые два часа проверять линию или установку. А в ненастную погоду в операторской очень тепло и уютно.

Реальную ситуацию снова прогоняем через шаблон истории. При таком подходе больше приходиться придумывать. Но здесь важно, придумывать правдиво. Правдиво описывать героя, добавляя ему человеческих переживаний. Называть реальную должность в компании и описывать реальные процессы (алгоритмы действий) принятые в компании. Иначе история сотрудниками компании будет восприниматься как выдумка. А сила истории проявляется, когда смотрящий её в герое сможет увидеть себя.

Мы разобрали два быстрых подхода написания истории на примере упаковки ценностей, но эти подходы сработают и для других примеров. Проверено на практике.

#сторителлинг #ценности #коммункации #маркетинг #смыслотека