Найти в Дзене

Мункожаргал Дылгыржапов — человек, проектировавший известные здания Читы

9 июня исполнилось 80 лет известному архитектору Мункожаргалу Рабдановичу Дылгыржапову, члену Союза архитекторов России, почётному архитектору России, обладателю медалей Союза архитекторов «За содружество зодчих», «За заслуги перед Забайкальским краем», знака отличия «За усердие на благо Забайкальского края» и лауреату Государственной стипендии России за 2012 год в области архитектуры. Кроме того, признание высоких заслуг зодчего отмечено Благодарностью Президента В.В. Путина от 23 июня 2016 г. «за достигнутые трудовые успехи, активную общественную деятельность и многолетнюю добросовестную работу». Из поколения «Детей войны» Родился Мункожаргал в небольшом селении Узон Дульдургинского района на берегу полноводной реки Иля, которая берёт начало в северных отрогах священной горы Алханай. Здесь и прошло босоногое детство. Военная разруха, постоянное чувство голода и общая неустроенность; многодетная крестьянская семья в те годы жила очень тяжело. Летом было полегче — ловили гольянов и пес
Оглавление
Фото: из личного архива Мункожаргала Дылгыржапова
Фото: из личного архива Мункожаргала Дылгыржапова

9 июня исполнилось 80 лет известному архитектору Мункожаргалу Рабдановичу Дылгыржапову, члену Союза архитекторов России, почётному архитектору России, обладателю медалей Союза архитекторов «За содружество зодчих», «За заслуги перед Забайкальским краем», знака отличия «За усердие на благо Забайкальского края» и лауреату Государственной стипендии России за 2012 год в области архитектуры. Кроме того, признание высоких заслуг зодчего отмечено Благодарностью Президента В.В. Путина от 23 июня 2016 г. «за достигнутые трудовые успехи, активную общественную деятельность и многолетнюю добросовестную работу».

Из поколения «Детей войны»

Родился Мункожаргал в небольшом селении Узон Дульдургинского района на берегу полноводной реки Иля, которая берёт начало в северных отрогах священной горы Алханай. Здесь и прошло босоногое детство. Военная разруха, постоянное чувство голода и общая неустроенность; многодетная крестьянская семья в те годы жила очень тяжело. Летом было полегче — ловили гольянов и пескарей на самодельные крючки и тут же жарили на костре. Питались черёмухой, плодами дикой яблони, боярышника и других ягод. Однажды мама весь день варила шкуру свиньи, а потом ели с большим аппетитом. Тогда эта шкура казалась деликатесом.

В положенное время мальчик пошёл в сельскую деревянную начальную школу. Через много лет архитектор Дылгыржапов разработает проект современной двухэтажной кирпичной школы для родного села. А пока с десяти лет ездит в Табтанай, за 30 километров от Узона, учится в средней школе, живёт в интернате. В каникулы Мунко  с отцом — на чабанской стоянке.

По окончании 11 классов призван в армию, попал на Тихоокеанский флот. Служил 4 года на атомной подводной лодке. За хорошую службу награждён медалью «20 лет победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне». В армии подружился с художником-самоучкой, который здорово рисовал и писал акварелью портреты сослуживцев. Мункожаргал многому у него научился: композиции, пропорции и разным премудростям художественного творчества. Эти навыки очень помогли при поступлении в институт.

Отслужив, вернулся домой. Год поработал в родной школе учителем рисования и черчения. Решил ехать в Москву «поступать на архитектора». Подал документы в Московский институт инженеров землеустройства, успешно сдал вступительные экзамены.

По окончании архитектурного факультета в 1972 году с новеньким дипломом прибыл в родные пенаты. Как раз в те годы, в конце шестидесятых — начале семидесятых, государством были разработаны программы по подъёму сельского хозяйства, а значит, по развитию образования и культуры на селе. В Чите, как и во всей стране, создаются проектные организации, которые должны  работать в соответствии с этими программами. Надо было разрабатывать проектную документацию не только на животноводческие комплексы и производственные базы, но и на объекты сельского соцкультбыта и жилья. Ставилась первоочередная задача по обеспечению сёл генеральными планами застройки. Архитекторов в Чите можно было сосчитать по пальцам.

Мункожаргал был одним из первых, кто с архитектурным образованием вернулся после учёбы на родину и остался ей верен навсегда. Свою деятельность начал в созданном к тому времени Читинском филиале проектного института «Красноярскгипросовхозстрой». Разрабатывал генеральные планы центральных усадеб совхозов и колхозов Читинской области. И первые из них — сёла Засопка, Ингода, Красная Ималка, Шелопугино, Ингода, Беклемишево, Тарбагатай, Елизаветино… Параллельно со всем этим —  проектирование школ, детсадов, клубов, больниц  для сельской местности. Отступать от типовых проектов тогда не разрешалось. И всё-таки как будет выглядеть каждое общественное здание, зависит от архитектора.

Хотелось привнести в оформление фасада что-то индивидуальное. Вступает в дело принцип «Фантазии людской полёт в шедеврах каменных живёт». Шедевры не шедевры, а ответственность огромная. Ведь кирпичные дома стоят по многу десятилетий и дольше. Так появились первые авторские работы: административно-лабораторный корпус института «ЗабНИТИОМС» (Забайкальский научно-исследовательский технологический институт овцеводства и мясного скотоводства) в микрорайоне Восточном, межобластная школа милиции с общежитием по улице Баргузинской, административно-лабораторный корпус ПВРЗ в Чите, проект застройки общественного центра в селе Колочное.

Очень интересным было задание на проектирование экспериментально-показательного жилого квартала в селе Застепь. Эксперимент заключался в том, чтобы научить сельских строителей, избегая унылой однообразной застройки, возводить жилые дома из местных строительных материалов, меняя планировку квартир, оформление фасадов. Выбор не велик: дерево и кирпич. Что может быть стандартнее и проще обыкновенного кирпича? Но строят же на земле красивые храмы и дворцы, фабричные корпуса, вокзалы. И всё это из маленьких одинаковых кирпичей. А уж в дошедших до нас из прошлых столетий деревянных домах мы видим такую неповторимую и разнообразную красоту: кружева на фризах, карнизах, оконных наличниках, замысловатое оформление входных дверей, да и много чего другого…

Жаль, что уходит это строительное искусство безвозвратно в прошлое. Появились и первые награды. В составе авторской группы занял третье почётное место в открытом конкурсе на проект культурно-торгового центра агрофирмы «Догой» в Чите.

Дома долговечнее людей

Шли годы, накапливался опыт. Лихие 90-е многих высококвалифицированных специалистов-проектировщиков выбросили за борт. Предприятия, совхозы и колхозы боролись за выживание, возможность продержаться на плаву. Было не до новых строек. Расформировываются проектные организации, работающие на село. Но архитекторы всегда востребованы.

Мункожаргала приглашают в ОАО ПСК «Читагражданстрой» на должность главного архитектора проектного управления. Здесь он занимается проектированием и авторским надзором за строительством многоквартирных жилых домов в областном центре по улицам Хабаровская, Балябина, Бутина.

В средине девяностых Мункожаргалу довелось соприкоснуться с историческим наследием города. И не просто соприкоснуться, а вникнуть в самую суть, изучить почти столетнюю историю старинного особняка, известного под именем купцов Зазовских по улице Петра Анохина. Ставилась задача не только реконструировать, но и дополнить пристройкой, заменить устаревшие детали, не нарушая общего архитектурного облика. Чего и кого только в этом доме не было за годы его существования, пока не передали в ведение Читинского института Байкальского государственного университета экономики и права.

Но для нового вуза надо было увеличить площади для аудиторий, лабораторий. А ведь здание непростое. Над угловым входом — массивный нависающий эркер, завершающийся необычной формы аттиком, примыкающим к башенке с четырёхскатным криволинейным куполом. Над карнизами тоже аттики необычной формы. Всё это требовало бережного и деликатного подхода. И Мункожаргал справился с этим весьма корректно.

Людмила Арзамасцева.