Книги о Гарри Поттере не раз удивляли нас довольно небанальными поворотами сюжета. Роулинг буквально с нуля придумывала новый мир и его правила, поэтому каких-то особо надоевших штампов ей все-таки удалось избежать. Поттериана выглядит свежо и нетривиально на фоне остальных фантастических книг и фильмов. Все-таки Джоан потрудилась на славу.
Однако в самой последней книге "Гарри Поттер и Дары Смерти" все-таки проскальзывают некоторые распространенные клише, которые могут выглядеть немного... скучно и обыденно. О таких моментах мне и хочется сегодня поговорить.
1. Гарри рассказывает Темному Лорду о его ошибках
Начать хочется с того, что триггерит меня до сих пор: с речи Гарри перед его финальной схваткой с Волан-де-Мортом. В ней он рассказал Лорду все о его ошибках. И про отнятую у Драко палочку, и про палочки-сестры, и про крестражи. Кажется, парень потрудился на славу. Только вот зачем все это? Такие разговоры выглядят очень уж нелепо и клишированно. Их ведут в каждой второй книге перед разоблачением злодея или после порабощения героя.
Однако с точки зрения логики вот так раскрывать свои секреты просто глупо. Лорд не был дураком, он мог бы что-то придумать и прийти к какому-то другому выводу. Я понимаю, что таким образом автор пытался показать читателям, что произошло на самом деле, но... это можно было сделать потом: в беседе с Роном и Гермионой или даже с журналистами. Зачем раскрывать все карты злодею, оттягивая время? Это контрпродуктивно.
2. Кто-то спасает героя о смерти, закрывая того своим телом
Да-да-да. Этот стереотип я встречала десятки раз в самых разных фильмах и книгах. От верной погибели героя спасает невесть откуда взявшийся товарищ/возлюбленный, который принимает весь удар на себя. На первый взгляд, ничего такого в Поттериане нет. Но вот если подумать, то момент с "Операцией Семь Поттеров" ставит все на свои места — Букля.
Сова прикрыла Гарри своим телом от Авады Темного Лорда. Как итог: птицы не стало, а Гарри остался жив. Клише, как оно есть.
3. Смерть в последний момент
Тут я имею в виду те ситуации, когда спасение уже кажется неминуемым, но беда все-таки случается. Сколько раз мы видели это в кино? Героя убивают в самый последний момент, когда он почти выбрался из передряги. Именно это и случилось с Добби — смелым домовым эльфом, который успела-таки вытащить Гарри и его друзей из Малфой Манора. Увы, кинжал Беллатрисы был довольно быстрым, и малыш погиб героем.
Можно ли было отыграть этот момент как-то иначе? Очевидно, да. Но Роулинг, возможно, сама того не желая, воссоздала один из самых распространенных стереотипов.
А что вы об этом думали? Замечали ли какие-то другие распространенные сюжетные клише в этой книге?