Книги в мире Гарри Поттера играют не первую и даже не вторую роль. Они постоянно появляются в кадре, но по-настоящему много внимания им все-таки не уделяется. Они — просто часть интерьера школы волшебства и магии. Ведь школа без книг, как и магия без фолиантов невозможна. И именно от осознания того, насколько мала их роль, и ценна работа декораторов, которые месяцами создавали книги для магазина Флориш и Блоттс или библиотеки Хогвартса.
И сегодня я приглашаю вс одним глазком подсмотреть за тем, как реквизиторы Поттерианы создавали волшебные книги, почему они создавали их именно такими, и к каким хитростям им пришлось прибегать, чтобы эти книги хорошо смотрелись в кадре.
Вообще книги в фильмах о Гарри Поттере создавались вручную. Однако в некоторых случаях, например, при декорировании кабинета Дамблдора, создатели фильма пошли на хитрость: они не создавали книги с нуля, а лишь воспользовались специально созданными и состаренными обложками, которыми обернули... обычные телефонные справочники. Те вышли тяжелыми и толстыми — как раз подходящее чтиво для такого уважаемого волшебника.
Однако если говорить о фильмах в целом, то большая часть книг там все-таки были созданы и напечатаны декораторами. Для этого они обращались даже к специалистам из типографий и лондонских университетов: им было важно узнать традиционную технологию создания книг. А именно — украшения их обложек золотом, кожей и прочими необычными для современного книгопечатания материалами. Все-таки волшебный мир отстает от маггловского, что отражается во всем. В том числе и на внешнем виде книг.
При этом книгу мало было просто создать, ее надо было еще и правильно состарить. Для того, чтобы понять, как стареют книги, команда фильма посещала общественные библиотеки и даже покупала старые тома разных авторов на аукционе. Это давало понимание того, как желтеет бумага, как трескается переплет и как в целом ведет себя книга, которая "уже отжила свой век". Именно благодаря этому фолианты в библиотеке Хогвартса выглядят так впечатляюще.
Более того, создав одну книгу, реквизиторы не останавливались: они были вынуждены делать ее копии, причем сразу в нескольких размерах. Это было очень важно: иногда на фоне маленькой Гермионы книга должна была выглядеть просто огромной, а иногда, напротив, маленькой и незаметной. Для предметной съемки книгу увеличивали на 30-40%, чтобы зритель мог без труда увидеть все подписи и комментарии автора. В общем, работы было много.
Более того, все страницы, которые нам демонстрировались в фильме, реквизиторы писали сами, а потом сканировали и вставляли в книги-дублеры. Это было важно, чтобы создать ощущение крафтовой продукции: уникальной или очень редкой.
При этом реквизиторам приходилось проявлять чудеса изобретательности. Сценаристы и режиссер не говорили им, какие именно книги нужны для съемок. Очень часто им просто давали задание: заполнить определенную секцию магазина или подобрать книги Гермионе на столик. В таком случае они сами придумывали темы и названия книг, что по признанию некоторых из них было очень весело.
Кроме того, это позволяло увековечить себя в фильме: если Роулинг четко не указывала автора того или иного произведения, то реквизиторы могли указать автором себя или какого-то своего родственника. Конечно, на экраны это попадало редко, но приложить свою руку (и имя) к созданию культового фильма хотели многие.
Увы, большая часть книг, как я уже отметила ранее, не попала на экраны. И декораторы с реквизиторами очень об этом жалеют. Они создавали уменьшенные версии книг для бисерной сумочки Гермионы и сотни изданий для библиотеки Хогвартса, которые так и не вошли в фильм. Однако это демонстрирует ту ответственность, с которой режиссер подошел к делу, продумывая буквально каждую, даже самую незначительную, деталь.