Приезжая на железнодорожный вокзал Воронеж-1, гости города могут наблюдать в сквере у этого самого вокзала старинный паровоз. С одной стороны, он не особо бросается в глаза, с другой - это не просто старый паровоз, это - уникальный памятник, который, в своем роде, символизирует новую эпоху. Ведь именно этот паровоз был одним из тех, которые стали последними в эпоху пара. То есть, грубо говоря, это последний паровоз в истории, потому как после него железнодорожники стали использовать совсем другие способы перемещения составов по железной дороге.
Данный паровоз стоит здесь относительно недавно, всего с 2014 года. БЫл торжественно установлен по инициативе РЖД. Данный паровоз не является местным, потому как пригнали его из Москвы сначала в Белгород, там отреставрировали, восстановили и направил в Воронеж. Из технических характеристик стоит упомянуть, что вмещает он в себя целых 18 тонн угля и 22 кубометра воды. Вот так смотришь на него со стороны и не понимаешь, куда это все вообще там помещается?
Самая первая модель такого паровоза была собрана в далеком 1909 году. Собрали его по заказу Владикавказской железной дороги, а автором проекта был инженер Вацлав Лопушинский. Паровоз имел серию "Э" и настолько приглянулся железнодорожникам, что те стали заказывать еще и еще. Таким образом уже стали появляться "Эг", "Эш", "Эу" и так далее. Что касается "Эр", который расположен у вокзала "Воронеж-1", то такие были выпускали с 1912 года по 1957-й. В паровозостроении это является абсолютным рекордом, целых 45 лет. С другой стороны - паровозы были очень надежными, поэтому их и выпускали настолько долго.
Собирали такие паровозы не только в СССР, но и на многих европейских заводах. Например, серия "Эр", которая стоит у нашего вокзала, означает то, что собран он был в Румынии, на заводе города Решице. Кстати, именно паровозы серии "Эр" фигурируют во многих фильмах не только о Первой мировой, но уже и Второй. Дело в том, что и в первой и во второй войне эти паровозы были очень распространены среди всех стран участников. Порой они настолько были видоизменены, что их было совсем не узнать.
Несмотря на то, что многие считают паровозы довольно тихоходным видом транспорта, именно эта модификация имела максимальную скорость 65 километров в час, что для того времени более чем нормально. Вес его составляет порядка 168 тонн. А что касается его участия в Великой Отечественной войне, то именно после нее были сделаны определенные выводы, пересмотрена конструкция, удлиненна топка и он стал еще быстрее. И да, именно модель "Эр" стала последней в эпоху пара в нашей стране в свое время.
Вот такой, вроде обычный, а на самом деле, уникальный памятник паровозу стоит у нас в Воронеже. Будете ехать мимо, обязательно прогуляйтесь, посмотрите, это самая настоящая живая история.
P.S. Спасибо подписчикам за уточнение, некоторые источники говорят о том, что "р" - не румынский, а "реконструированный". Хотя, действительно их выпускали в Румынии.
Подписывайтесь на мой канал, впереди еще много интересного о нашем городе
Исторический канал мужа, который помогает в поиске многих архивных материалов