Президент РФ Владимир Путин 4 июля публично подтвердил намерение построить мост через Лену в Якутске, не уточнив, правда, сроки и другие подробности. Тем не менее обещание главы государства должно приблизить реализацию давней мечты жителей левобережной Якутии и столицы республики — получить удобный и надежный путь на правый берег Лены, к железной дороге, идущей к БАМу. Сооружение мостового перехода через Лену в Якутске также существенно повысит эффективность северного завоза по этому маршруту. Мост свяжет три федеральные автодороги («Лену», «Колыму» и «Вилюй»), Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, крупный речной порт и международный аэропорт Якутска.
Павел Степанов
ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
Прокомментировать ситуацию с проектом Ленского моста для «Эксперта» согласился Павел Степанов, руководитель проектов Центра экономики инфраструктуры.
— Каковы актуальные технические параметры и объемы финансирования проекта?
— Протяженность мостового перехода составит 14,5 километра из которых 2,5 километра — сам мост, а остальное — подъезды к нему. Трасса будет иметь техническую категорию II и две полосы движения (по одной в каждую сторону). Предполагается, что по мосту будет проезжать порядка 5300 автомобилей в сутки.
С течением времени стоимость проекта росла. Особенно сильно после введения санкций. В 2019 году проект оценивался в 83 миллиарда рублей, а к концу 2022 года стоимость достигла 132 миллиардов. Сейчас идет работа над тем, чтобы сократить объем затрат хотя бы до 120 миллиардов.
— Каковы ключевые вехи истории проекта?
— Впервые о строительстве моста через Лену заговорили еще в 1980-х в СССР. Вопрос вновь подняли в 2004-м. В 2014 году назвали победителя на право заключения концессии на строительство моста, но соглашение подписано не было: средства направили на реализацию ставшего тогда более приоритетным проекта Крымского моста. Проект Ленского моста возродился в 2019 году.
Подготовка территории к строительству уже ведется. Но из-за возросшей себестоимости проекта в 2022 году материалы по второму этапу повторно направили на экспертизу. Ожидается, что решение будет вынесено во второй половине 2023 года. Так что можно будет начать строительство уже в нынешнем году, и оно закончится к 2027 году. Но в дальнейшем необходимо построить подъездные пути к мосту. Поэтому маловероятно, что реализация всего проекта завершится до 2030 года.
— Кажется нелогичным выбор автомобильного, а не совмещенного, автомобильно-железнодорожного, мостового перехода, с учетом того что железная дорога уже дотянута до правобережного «спутника» Якутска. Чем вы объясняете предпочтение такого проектного решения?
— Отказаться от железнодорожной части моста решили ради максимального сокращения расходов по проекту. Но благодаря мосту расстояние от железнодорожной станции Нижний Бестях до центра Якутска составит порядка 30 километров, что нормально для города. Значительных неудобств пассажирам это не принесет, если будет налажено удобное автомобильное сообщение. То же касается грузов. Даже если железная дорога пройдет до Якутска, нужно будет перегружать товар на автомобильный транспорт, чтобы доставить конечному потребителю. Стоимость доставки изменится мало, поскольку перегрузка все равно бы потребовалась.