Канал НТВ не перестает проводить активную сериальную интервенцию в эфире. Там, где его конкуренты в лучшем случае показывают два эпизода одного сериала, трехбуквенный канал успевает познакомить зрителей с двумя, а то и с тремя сериалами в один вечер трудового дня. На сей раз мне выпала удача «зацепить» для просмотра в эфире НТВ сериал «Медиатор» длительностью в стандартные 16 серий. Правда, он был готов еще в 2021 году, но время его демонстрации настало только теперь – в разгар лета 2023 года.
Режиссером «Медиатора» стал вполне мастеровитый Артем Аксененко, который, как выяснилось, владеет большинством приемов создания вполне затягивающей экранной атмосферы и за счет выстроенной «картинки» и за счет изящного и «подсказывающего» звукоряда. Но, на мой пристрастный взгляд, залог возможного состаявшегося внимания аудитории, это сюжет, который сочинила Анна Козлова, писательница (лауреат премии «Национальный бестселлер») и сценарист. Она тесно связана с процесом сериального мыловарения, а по сему имеет успешный опыт построения повествовательной линии, которую оставляет на откуп постановочной бригаде. Последней только и остатется, что переносить на экран все выдуманные Анной хитросплетения судеб и поступков персонажей.
При более тщательном рассмотрении «Медиатор» покажется созвучным сериалам подобного жанрового направления. Вспомним, вполне занимательные и успешные примеры – «Метод» (только первый сезон!), «Клим», «Триггер». «Контейнер». Нынче в центре сюжета – некий Андрей Павлов, сотрудник МВД. В его обязанности входит ведение переговоров в ситуациях экстремального характера – от попыток суицида до захвата заложников и угрозы террористического акта. На эту роль был парадоксальным образом выбран экс-кэвэновец, а нынче артист МХТ Андрей Бурковский. Очевидно, что положительно-юмористическая составляющая его актерского имиджа до поры до времени мешала ему расширить рамки собственного ампула. Но к чести исполнителя он рискнул выбрать роли, рассчитаннаые явно «на сопротивление». Первым таким опытом была картина «Доктора Лиза». Нынче – он в центре сериала в заглавной роли того самого медиатора, человека профессионально вынужденного манипулировать сознанием людей. Причем, как выясняется по ходу дела, не только в ситуациях работы спецслужб.
И здесь мы полходим к одному очень серьезному моменту, который, как я полагаю, проистекает исключительно от личности и влияния автора сценария Анны Козловой. Она смоделировала ту «вселенную Андрея Павлова», в которой практически нет ни одного мужчины, чья роль как персонажа была бы соразмерна роли главного героя. Этакий сериальный «Город женщин». Нам представлены абсолютно разные модели отношений по горизонтальной оси «мужчина-женщины». При этом фабула сериала до краев переполнена вертикальными ссылками на прошлое большинства из героинь, в которых «во всем виноваты мужчины».
Должен успокоить потенциальных зрителей «Медиатора»: перед нами отнюдь не телепамфлет феминистского толка, а вполне серьезная, а зачастую увлекательная попытка разобраться в том, какой тип отношений может существовать между людьми либо разного, либо одного пола.
Всего в спутницы по сериалу «Медиатор» его авторы определили для Андрея Павлова, как миниум, семь представительниц прекрасного пола (включая, девочку-подростка) Выбор исполнительниц для того, чтобы создать разные экранные дамские характеры, не назову стопроцентным удачным. Не попали в стиль вечно нервная Дарья Мороз и вечно улыбающаяся Виктория Толстоганова (хотя, видимо, в этом и состояла суть характера сей коварной бизнесвумен). Слегка позитивно удивила Юлия Пересильд, сыгравшая капитана ФСБ, и основную партнершу Павлова по расследованию серии подростковых суицидов. Видимо, сериал снимали тогда, когда Юли еще не тренировалась для мнимого космического полета на центрифуге. К месту оказалась и Марьяна Спивак, создавшая образ влюбленной в Павлова молодой женщины Зои. Даже Ирина Старшенбаум вдруг смогла продемонстрировать задатки неплохой актрисы. Но, пожалуй, главное открытие сериала – образ некой Татьяны Викторовны Дашевской, отодвинутой от работы в спецслужбах талантливого профессионального работника, которая, как явствует из развития событий, и есть главный источник сюжетного Зла в «Медиаторе». Сыгравшая ее Евгения Симонова впервые на моей памяти сыграла ту роль, которую в прежних статьях именовали бы «резко отрицательной». Известная актриса на наших глазах осуществила завет Станиславского: «Играя злого, ищи, где он добрый».
Конечно, Анна Козлова утонченно и изящно «объяснила» современные деяния и поступки героев за счет развернутого рассказа о прошлом каждого из основных вовлеченных в детективный сюжет действующих лиц, но и здесь чувствуется уверенная рука мастера завязывать в тугые узлы отношения между людьми, о которых они догадываются только по истечении определенного времени.
По сути, перед нами прошел сериал, который бы следовало переименовать в «Краткий курс несчастливой жизни», ибо, как очевидно из хода действия человек (независимо от того – мужчина он или женщина) страдает от того, что увлекается иногда до смертельного напряжения иллюзиями отношений с окружающими. В эпоху фейков и постправды подобное состояние индивидуума становится опасно привычным.
В определенный момент Андрей Павлов мудро замечает: «Если что-то кажется, то, скорее всего, это так и есть на самом деле». И эта мысль становится сквозной. Хотя ироничность актерского стиля не позволяет до конца поверить его герою (и в этом заключен определенный выход из мрачной атмосферы сериала), но ближе к финалу ты понимаешь, что именно прагматический цинизм профессии позволяет персонажу Бурковского не только остаться в живых, но и сохранить какие-то человеческие эмоции и черты характера. Несмотря на очень-очень жесткие, временами жестокие, отношения с теми женщинами, с которыми пересекаются его сюжетные пути.
«Медиатор» - сериал не про расследование тайн и заговоров, а рассказ про то, что самой большой тайной на свете является прошлое любого человека и реальный смысл его отношений с людьми. И, прежде всего, с женщинами.
Сергей Ильченко