В прошлое воскресенье вышла последняя серия 1 сезона нашумевшего шоу HBO "The Idol". Новое творение Сэма Левинсона не пришлось на вкус ни критикам, ни зрителям. В интернете можно найти множество негативных рецензий, статей, особенно видеобзоров на Youtube, рассказывающих почему не надо смотреть этот сериал. На самом ли деле "The Idol" так плох? Давайте разберемся.
Warning! Дальше будет много спойлеров.
Суматошное производство
Новый проект Сэма Левинсона и HBO Max был анонсирован в июне 2021 года. Авторами сценария выступили Сэм Левинсон, Абель Тесфайе aka The Weeknd и Реза Фахим. Сериал должен был осветить темные стороны музыкальной индустрии и трудности, с которыми сталкиваются поп-звезды. Роль режиссера возложили на Эми Сайметц (наиболее известная по сериалам «Атланта», «Девушка по вызову»).
HBO заказал 6 эпизодов, и производство сериала началось в конце 2021 года. Но в апреле 2022 года, когда уже было отснято 80% сериала, Эмми Сайметц неожиданно покинула проект, на её место пришел Сэм Левинсон, только закончивший последний сезон "Эйфории", и вместе с его появлением начались существенные изменения сценария и активная пересъемка уже отснятого материала. По сообщениям изданий, Тесфайе посчитал, что шоу было снято с феминистической точки зрения, поэтому было принято решение переснять уже практически готовый сериал.
Однако об этом стало известно только в марте 2023 года после разоблачающей статьи Rolling Stones. 13 членов съемочной группы и актерского состава сообщили изданию, что Сайметц приходилось самой дописывать сценарий, время съемок было очень ограничено как и бюджет. Изначально HBO планировало выделить 54 миллиона долларов (половина бюджета "Эйфории), но после появления Сэма Левинсона бюджет пришлось увеличить до 70 млн долларов.
Многие члены съемочной команды жаловались на хаос, появившийся с приходом Левинсона на пост режиссера. Не было четкого плана съемок, сценарий много раз переписывался, часто на ходу, что не давало актерам возможности нормально подготовиться к съемкам. При этом на этапе пересъемки большинство изменений в сценарий внес сам Левинсон, The Weeknd и Реза Фахим практически не участвовали в создании нового сценария.
В итоге продакшн проекта растянулся еще на несколько месяцев. Так как Сайметц потратила большую часть бюджета, Тесфайе предложил в качестве основного места пересъемки свой личный дом в Лос-Анджелесе. Также последняя серия снималась на стадионе в день его концерта, где статистами выступили фанаты певца.
Ко всему прочему многие члены съемочной группы обвинили Левинсона в том, что сериал превратился в порнографию с элементами насилия и пыток, и ушел от первоначальной идеи, заключавшейся в сатирическом изображении проблем музыкальной индустрии. Левинсон, который уже обвинялся в чрезмерном употреблении наготой в своих работах, решил превзойти себя в данной проекте, что не понравилось многим на съемочной площадке. Также были недовольства по поводу того, что руководители HBO дали Левинсону полную свободу действий в отличии от Сайметц, поскольку он приносит им многомиллионную прибыль, снимая "Эйфорию".
Очень краткий обзор серий
Первая серия. Поп-звезда и кумир молодежи Джослин (Лили Роуз Депп) недавно пережила нервный срыв из-за потери матери. Ей пришлось отменить концертный тур, вернуть билеты и залечь на дно. Сейчас же она готовится выпустить свой новый сингл и отправиться в тур. Но её команда обеспокоена состоянием Джослин. Менеджеры Хаим (Хэнк Азария) и Дестини (Дэ'Вайн Джой Рэндольф) пытаются убедить представителя звукозаписывающей компании Никки (Джейн Адамс) и концертного промоутера Эндрю Финкельштейна (Эли Рот) в том, что Джослин готова к труду и обороне. Но в сеть попала откровенная фотография Джослин, и её команда пытается скрыть от неё этот факт и придумать выход из этой ситуации.
В конце дня полного репетиций, интервью и скандалов, Джослин отправляется в ночной клуб вместе со своей ассистенткой/лучшей подругой Леей (Рейчел Сеннот), креативным директором Ксандером (Трой Сиван) и танцовщицей Дайян (Дженни Ким). Там она встречает владельца клуба Тедроса , с которым по неизвестной причине сразу же находит общий язык и целуется на лестнице (не буду описывать подробности, травматические воспоминания после просмотра автоматически заблокировались). Джослин приглашает Тедроса домой, чтобы он послушал и честно оценил её новый сингл. Тедросу, как и Джослин, не понравилась песня, поэтому он "помогает" ей перезаписать трек.
Вторая серия. После тяжелой ночи "труда" Джослин презентует свой ремикс команде, получает негативную оценку и разочаровывается.
Затем мы видим Джослин на съемках клипа. Лили Роуз Депп замечательно отыграла эту сцену. Она в совершенство изобразила давление под которым находится Джослин, её перфекционизм в работе и тяжелое моральное состояние после смерти матери. Если забыть весь остальной сериал, то только этой сцене можно дать 10 из 10. Джослин делает несколько дублей, чтобы получился идеальный кадр, несмотря на неудобный костюм и туфли из ада, которые стерли её ноги в кровь (обувь Аззедиина Алайя требуют жертв), юная поп-звезда собирается с силами и идеально отрабатывает хореографию, но возникла техническая неполадка и камера не засняла этот момент.
Джослин срывается от перенапряжения, съемки клипа отменяются. Тем временем Никки, циничный представитель лейбла, не теряет времени даром, и замечает, что Дайян выделяет на фоне всех танцоров, а позже выясняет, что она ещё вдобавок умеет петь.
Позже поп-звезда приглашает Тедроса к себе домой. Мужчина с ужасным хвостиком приходит не один и приводит с собой своих "протеже/последователей" Айзека (Моузес Самни), Хлою (Сьюзанна Сон) и других. Лея не доверяют Тедросу, при этом она сближается с его подопечным Айзеком (ну ещё бы).
Третья серия. Тедрос переезжает к Джослин, чтобы помочь ей с написанием альбома, с собой он прихватывает всю свою шайку. Лея волнуется всё больше из-за деспотичного поведения Тедроса, о чем она говорит менеджерам Джослин. Но Тедрос их успокоил, сказав, что он позвал музыкального продюсера Майка Дина, чтоб он помог ей записать новые песни. Джослин сближается с приспешниками Тедроса, которые на её удивление очень талантливые музыканты и умеют петь.
На "семейном" ужине под давлением Тедроса Джослин признается, что её покойная мать была абьюзером, и что она эмоционально и физически измывалась над Джослин, чтобы та лучше играла и пела, а её лучший друг Ксандер знал об этом и ничего не делал. Тедрос считает, что Джослин писала песни и стала успешной именно благодаря издевательствам матери (потому что, видимо, в пряники он не верит, только в хлысты).
Тедрос настаивает на том, чтобы Джослин использовала свою травму для написания альбома, поэтому в следующей сцене он её связывает и фигачит расческой, которой орудовала мама Джослин. Эту сцену лучше промотать, потому что там происходит именно то, о чем писали Rolling Stone в своей статье.
Четвертая серия. Тем временем Дестини пробивает биографию Тедроса и узнает, что его настоящее имя Мурисио Костелло Джексон, что он сидел в тюрьме за домашнее насилие над своей девушкой, а также обвинялся в сутенерстве. Беспокоясь о Джослин, Дестини отправляется к ней домой, чтобы получше узнать Тедроса и последователей его секты, чтобы выявить его слабое место. Дестины со стороны смотрит на странную атмосферу разврата, опьянения и насилия, но ничего не делает, так как "методика" Тедроса работает и у Джослин получаются новые хиты.
Тедрос узнает, что Ксандер тоже поет, но мать Джослин заставила его подписать контракт, который запрещает ему петь и развивать свою музыкальную карьеру. Поэтому конечно же самым логичным действием после получения данной вести во вселенной Тедроса является пытка Ксандера током на глазах у Джослин, дабы Ксандер опроверг свои обвинения. Джослин не останавливает Тедроса и смотрит как он причиняет боль её "лучшему другу" и говорит своему любовнику продолжать пытки.
Позже Джослин узнает от Хлои, что Дайян давно знакома с Тедросом и тоже в него почему-то влюблена. Она понимает, что Дайян специально затащила Джослин в клуб, чтоб поп-звезда познакомилась с Тедросом. Чтобы разозлить Тедроса, Джослин зовет своего бывшего парня Роба (Карл Глусман), проводит с ним ночь, пока Тедрос в пьяном угаре сидит у двери её спальни в печали и с грустью в глазах. Тедрос решает сразу же наказать бывшего парня Джослин и заставляет Ксандера обманом сфотографировать Роба с полуголой преспешницей Тедроса Софи (Софи Мадд). Позже они используют эти фото, чтоб ложно обвинить Роба в сексуальном насилии над Софи.
Пятая серия. Джослин почему-то решает порвать с Тедросом, она пытается его прогнать из своего дома, но несмотря на это Тедрос остается и страдает в уголочке со стаканом виски. Джослин решает презентовать
своей команде новые песни и выступление для тура. Поэтому она ставит целое представление с участием последователей Тедроса. Вся команда в восторге от песен Джослин и от новых талантливый самородков, открытых Тедросом. Всё это сопровождается восторженными диалогами промоутера, представителя лейбла и менеджеров, которые по 10 раз радостно повторяют каких талантливых исполнителей нашел Тедрос и что на удивление никто из них не привязан к музыкальному лейблу (хватило бы пары реплик). А Майк Дин с продюсерами сидит напротив всей этой шайки и комментирует их поведение, что тоже весьма не в тему.
Джослин говорит Хаиму, чтоб тот избавил её от Тедроса, заплатив ему сколько он хочет. Поэтому Хаим предлагает ему 500 тыс. долларов за то, чтобы он оставил Джослин в покое. Но Тедрос отказывается, тогда Хаим сливает всю негативную информацию про Тедроса журналистам. Тедрос теряет свой клуб, налоговая открыла расследование о неуплате налогов, его репутация уничтожена.
Но спустя 6 недель Тедрос пробирается на первый концерт Джослин в рамках её тура (Джослин оставила ему пропуск на его настоящее имя - Маурисио). Он встречается с Джослин, они вновь воссоединяются. Тедрос почему-то берет расческу певицы, которой он и ее мать били Джослин, и Тедрос подмечает, что она новая. На первый взгляд, кажется, что эта сцена символизирует очищение Джослин и её спасение от насилия. Но почему тогда она вернулась к Тедросу? В интернете фанаты развили теорию о том, что на самом деле Джослин никогда не была жертвой абьюза, и она воспользовалась Тедросом, чтобы он стал ей "музой" для альбома. Но почему тогда Ксандер подтвердил слова Джослин об её сложных отношениях с матерью?
Затем Джослин берет Тедроса с собой на сцену, представляет его своим фанатам и говорит ему постоять в сторонке, пока она выступает. The End.
Ради чего стоит смотреть "The Idol"?
В первой серии Левинсону удалось показать одиночество и потерянность Джослин. Она находится в окружении целой команды, но никого из них по-настоящему не волнует её душевное состояние и безопасность. И эта линия хорошо прослеживается во всем сезоне. Только Лея, ассистентка Джослин, пыталась поднять тревогу, противостоять Тедросу, но она тоже зависит от Джослин (так как работает на неё) и поэтому не может быть с ней по-настоящему честна и открыта. У команды Джослин только один интерес - деньги.
Сериал ненавязчиво указывает на циничность и лицемерие музыкальной индустрии. Тесфайе и Левинсон сатирично показали как представители музыкального бизнеса и сами артисты злоупотребляют и используют в своих интересах такие серьёзные проблемы как ментальное здоровье, сексуальное и домашнее насилие, В первой серии Джослин участвовала в фотосессии, и на её руке виднелся браслет из психиатрической клиники. Её команда начала обсуждать уместно ли это, иНикки бросила фразу, что "Психические заболевания - это сексуально". По мнению Никки, Джослин недосягаема для фанатов, а ментальные проблемы у поп-певицы дают обычным парням из провинции иллюзию того, что ему может повести и Джоселин обратит на них внимание (что и случилось в принципе).
Когда в сеть утекла интимная фотография Джоселин, её команда пыталась продумать стратегию выхода из скандальной ситуации. Их план заключался в том, чтоб выставить Джоселин жертвой злого бывшего бойфренда, который слил в сеть её интимные фото, а потом плавно перевести её из статуса жертвы в феминистку.
И что же лучше всего продает тур как не признание в том, что ты жертва домашнего насилия? Тедрос сказал Джослин "Хочешь продать билеты? Расскажи всем [об абьюзе матери]". И Джослин, сидя перед своей новой семьей, и со слезами на глазах вышла в прямую трансляцию, чтобы "открыть душу фанатам".
Иронично и то, что полуголая Джослин говорит в интервью, что она боится только бога (при этом весь сериал ходит едва одетая и вступает в сомнительные садомазохистские отношение с Тедросом). Или как в последней серии молится перед выступлением, а затем устраивает стрип шоу.
В нескольких сериях можно услышать захватывающее пение Сьюзанны Сон, Моузеса Самни и других. В конце второй серии невозможно не заслушаться песней Сьюзанны Сон (Левинсон решил, что она должна петь голая, сидя за роялем, что в мире Idol'а нормальное явление). В финале пение Сьюзанны даже растрогало циничную Никки.
Моузес тоже внес свою лепту в музыкальность сериала. Его стиль пения невольно хочется сравнить с покойным Prince. Лили Роуз Депп также хорошо справилась с задачей, несмотря на то, что она не профессиональная певица. В саундтреках к сериалу чувствуется стиль The Weeknd.
Художник по костюмам Наташа Ньюман-Томас постаралась на славу. Если Вам не понравились наряды Джоселин, то по крайней мере они точно Вас шокируют. Особенно запомнились, костюмы Дестини.
Что же пошло не так?
У сериала были все шансы превзойти успех "Эйфории": отличный звездный каст, , The Weeknd и Mike Dean в качестве композиторов, Сэм Левинсон в кресле режиссера, но закулисные драмы (и эго Сэма Левинсона) лишили сериал возможности стать "самым большим шоу лета" (как предсказывал Левинсон на Каннском кинофестивале).
Сценарий никогда не были сильной стороной Левинсона, но в "Эйфории" нелогичный и неаутентичный сюжет компенсируются красиво снятыми кадрами, макияжем, костюмами и выдающейся игрой актеров. Все это составляющие требуют подготовки и проработки. Но "The Idol" снимался в ускоренном режиме, сценарий писался "на коленке". Ни один персонаж сериала не раскрыт до конца, непонятная их мотивация. Почему Джослин влюбилась в Тедроса? Просто потому что этого требует сюжет? Мы не знаем её предыстории, историю её отношений с остальными персонажами. За весь сезон мы и не узнали саму Джослин, как впрочем и Тедроса. Да, некоторые диалоги второстепенных персонажей, особенно Никки и Финкельштейна заставляют немного посмеяться, но не откладываются в памяти из-за своей посредственности. Зачем в сериале была представлена сюжетная линии персонажа Дженни Ким? Ситуация с Дайян неожиданно началась, разворачивалась где-то на фоне и резко оборвалась.
Таймлайн сериала очень сжат, поэтому резкие изменения в поведении персонажей вызывают только дополнительные вопросы. Тедрос попытал Ксандера ошейником, бьющимся током, и сразу на следующий же практически стал его рабом. Можно ли так быстро сломать и подчинить себе человека? Тедрос также из самоуверенного манипулятора и супер злодея очень быстро превратился в разбитого и потерянного Маурисио.
Актерская игра Абеля оставляет желать лучшего. Но что стоило ожидать от певца, практически не имеющего актерского опыта? Тедрос сложный персонаж, который должен притягивать и одновременно ужасать, но у Тесфайе он получился неубедительным и поверхностным. У Тедроса в исполнении Абеля только два состояния: агрессия и потерянность. Из-за посредственной игры певца непонятно почему вообще героиня Лили Роуз Депп попала в сети Тедроса. Как персонаж с полным отсутствием какой-либо харизмы смог стать лидерам своей собственной секты и подобраться к популярной певице?
Секс-сцены и постоянная нагота Джослин всполошили интернет. Практически все постельные сцены можно было бы вырезать из сериала и это бы никак не повлияло бы на сюжет или привлекательность серий для зрителя. Они вызывают только отторжение и недоумение. Левинсон неоднократно обвинялся в ненужном и чрезмерном употреблении наготы в "Эйфории", а также в объективизации и эксплуатации сексуальности своих актрис.
Несмотря на то, что "The Idol" посвящен музыкальной индустрии и главная его героиня - певица (и тот факт, что автор сценария один из популярнейших на данный момент исполнителей) , в сериале не хватает музыкальных номеров. The Weeknd, когда создавал сериал, наверное надеялся получить в итоге что-то по типу "Пурпурного дождя" (1984) Принса. Этот фильм хоть и набор сплошных клише, ужасной режиссуры, неправдоподобной игры актеров, все таки полюбился публике благодаря музыке Принса, которая принесла ему Оскар за лучшую оригинальную музыку к фильму. Главной ошибкой Тесфайе было не использоваться свой главный козырь - свой музыкальный талант. Да, его пение слышится в сериале где-то на фоне, но оно не цепляет, большинство песен в сериале звучат отрывочно, поэтому происходящее на экране полностью затмевает его музыку. Послушав альбом отдельно от сериала, можно смело ему дать 10 из 10.