Найти в Дзене
c.i.h.

Бумажная архитектура

Бумажная архитектура — это термин, используемый для описания архитектурных проектов, которые носят чисто теоретический характер и не предназначены для строительства.

Монумент 2000 года, А. Бродский, И. Уткин. Проект для конкурса Central Glass
Монумент 2000 года, А. Бродский, И. Уткин. Проект для конкурса Central Glass

Этот тип архитектуры стал популярным в эпоху постмодерна 1980-х годов, когда архитекторы начали исследовать границы дисциплины и раздвигать границы возможного.

Мост для настоящих путешественников, А. Бродский, И. Уткин.
Мост для настоящих путешественников, А. Бродский, И. Уткин.

В 1980-х годах постмодернизм был доминирующим культурным движением и оказал глубокое влияние на архитектуру. Постмодернистская архитектура отвергла жесткие модернистские принципы прошлого и вместо этого приняла более эклектичный, игривый и выразительный подход.

Нора в горе, проект обитаемого моста, А. Бродский, И. Уткин. Проект для конкурса Central Glass
Нора в горе, проект обитаемого моста, А. Бродский, И. Уткин. Проект для конкурса Central Glass

Архитекторы начали экспериментировать с формой, цветом и материалами и подвергать сомнению традиционные представления о функциональности и полезности.

Мост над пропастью в высоких горах. А. Бродский, И. Уткин
Мост над пропастью в высоких горах. А. Бродский, И. Уткин

Многие из самых известных примеров бумажной архитектуры 1980-х годов были созданы архитекторами, связанными с деконструктивистским движением. Это движение характеризовалось увлечением фрагментарностью и дислокацией формы, а также игрой света и тени. Рост бумажной архитектуры в 1980-х годах оказал глубокое влияние на область архитектуры.

«Корабль дураков или Деревянный небоскреб для веселой компании». А. Бродский, И. Уткин
«Корабль дураков или Деревянный небоскреб для веселой компании». А. Бродский, И. Уткин

Он бросил вызов традиционным представлениям о том, какой должна быть архитектура, и открыл новые возможности для экспериментов и исследований.

Вилла «Наутилус» или Оплот сопротивления. А. Бродский, И. Уткин. Проект для конкурса Central Glass
Вилла «Наутилус» или Оплот сопротивления. А. Бродский, И. Уткин. Проект для конкурса Central Glass

Это также оказало значительное влияние на то, как архитекторы подходили к своей работе, побуждая их мыслить более творчески и рисковать в своих проектах.

«Остров стабильности или Музей скульптуры под открытым небом». А. Бродский, И. Уткин
«Остров стабильности или Музей скульптуры под открытым небом». А. Бродский, И. Уткин

Несмотря на свою теоретическую природу, бумажная архитектура оказала длительное влияние на искусственную среду.

«Стеклянная башня». А. Бродский, И. Уткин. Проект для конкурса Central Glass
«Стеклянная башня». А. Бродский, И. Уткин. Проект для конкурса Central Glass

Многие из идей и концепций, разработанных в эту эпоху, были реализованы в реальных зданиях и сооружениях и оказали значительное влияние на то, как мы воспринимаем и понимаем архитектуру.

-9

Город — виадук
Авторы: Искандер Галимов, Михаил Фадеев

Бумажная архитектура стала средством исследования и реагирования на новые вызовы и возможности эпохи. Архитекторы использовали эту среду для создания дальновидных проектов, отражающих меняющиеся реалии окружающего мира, и для представления новых возможностей будущего.

Например, проект Михаила Фадеева и Искандера Герасимова представляет собой каменный мост гигантского размера, в него встроены жилые дома, площади, заводы, расположенные на разных уровнях.

-10

«Новый элемент расселения»
Авторы: Александр Гутнов, Андрей Бабуров, Илья Лежава

Новый элемент расселения — НЭР концепция жилого района будущего от студентов Московского архитектурного института.

-11

Проект так и не был реализован, но был показан в 1968 году на XIV Миланской триеннале и в 1970 году на Экспо в Осаке.

-12

Музей исчезнувших домов
Авторы: Александр Бродский, Илья Уткин

«Каждый исчезнувший дом, даже самый невзрачный, становится равноправным экспонатом музея, его точный макет занимает свое место в нише — ведь в него вложена душа архитектора, строителей, людей, живших в нем, и просто случайных прохожих, бросавших на него рассеянные взгляды», — фрагмент описания проекта.
Музей исчезнувших домов — хранилище памяти обо всех исчезнувших зданиях.

-13

Театр без сцены, или блуждающий зрительный зал
Авторы: Александр Бродский, Илья Уткин

«У нашего театра нет постоянной сцены — в своем постоянном блуждании по городу он останавливается в самых неожиданных местах и поднимает занавес в поисках новых спектаклей, новых сценографов, новых актеров, — сказано в описании проекта. — На его сцене могут выступать профессиональные труппы, но и одинокий прохожий, играющий свою загадочную импровизацию, может неожиданно сорвать бурные аплодисменты, попавшись на глаза зрителям».

-14

Вилла Клаустрофобия

Авторы: Александр Бродский, Илья Уткин

Из описания проекта: «Наш Атриум — это зеркальная воронка, вставленная в каменный дом, не имеющий окон. Воронка зеркальна со стороны двора и прозрачна, если смотреть изнутри здания. Все помещения, расположенные по периметру, — назовем их комнаты, или кельи, или камеры, или палаты, неважно, — выходят в воронку одной стеклянной стеной.
Обитатели дома смотрят из своих комнат друг на друга, но видят бесконечность».
Двор — внутренний мир человека, который не может выйти наружу или же не желает этого.

Bornhouse
Авторы: Ю. Аввакумов, Ю. Григорян, С. Расторгуев, А. Магай

Проект представлял Россию на международной выставке — Венецианской архитектурной биеннале. Выставочный павильон из гофрокартона размещался в церкви San Stae.

Тему Биеннале «Не здесь: Архитектура вне Здания» выставка интерпретирует как метафорическое формотворчество проектирующего архитектора.
В барочном пространстве Сан-Стае строится светящийся вертеп, в перфорированных стенах которого спрятано 26 концептуальных объектов различных авторов.

Реализация проекта BornHouse в Венеции
Реализация проекта BornHouse в Венеции

В заключение можно сказать, что бумажная архитектура эпохи постмодернизма 80-х годов была радикальным отходом от традиционной архитектурной практики.

Из реализаций: Ресторан 95 градусов, Клязьма, А. Бродский
Из реализаций: Ресторан 95 градусов, Клязьма, А. Бродский

Подробнее о ресторане 95 градусов

Это движение бросило вызов общепринятым представлениям о том, какой должна быть архитектура, и побудило архитекторов исследовать новые возможности выражения и экспериментирования.

Утешение в метрополисе. А. Бродский, И. Уткин
Утешение в метрополисе. А. Бродский, И. Уткин

Хотя многие из проектов, созданных в эту эпоху, были чисто теоретическими, они оказали глубокое влияние на область архитектуры и продолжают влиять и вдохновлять архитекторов сегодня.

«Интеллектуальный рынок». А. Бродский, И. Уткин
«Интеллектуальный рынок». А. Бродский, И. Уткин

Еще одним важным аспектом бумажной архитектуры была ее связь с теорией и критическим дискурсом. Архитекторы, участвовавшие в этом движении, были не просто заинтересованы в создании красивых и новаторских проектов; они также стремились заниматься более широкими вопросами культуры, политики и истории.

Канатоходец из проекта Вилла Клаустрофобия. А. Бродский, И. Уткин
Канатоходец из проекта Вилла Клаустрофобия. А. Бродский, И. Уткин

Это привело к новому акценту на роли архитектуры в обществе и признанию важности социального и культурного контекста в формировании дизайна.

«Безымянная река». Стеклянный памятник 2001 году. А. Бродский, И. Уткин. Проект для конкурса Central Glass
«Безымянная река». Стеклянный памятник 2001 году. А. Бродский, И. Уткин. Проект для конкурса Central Glass

Несмотря на многочисленные успехи, бумажная архитектура не обошлась без критики.
Некоторые утверждали, что это представляет собой отступление от практических обязанностей архитектора и отсутствие четкой этической или социальной цели.

«Современный музей архитектуры и искусств». А. Бродский, И. Уткин
«Современный музей архитектуры и искусств». А. Бродский, И. Уткин

Другие предположили, что он был слишком сосредоточен на визуальных и эстетических аспектах дизайна и пренебрегал более широкими социальными и экологическими последствиями архитектурной практики.

<Продолжение статьи> Алина Блинкова, ИАиД

А также: