Бумажная архитектура — это термин, используемый для описания архитектурных проектов, которые носят чисто теоретический характер и не предназначены для строительства.
Этот тип архитектуры стал популярным в эпоху постмодерна 1980-х годов, когда архитекторы начали исследовать границы дисциплины и раздвигать границы возможного.
В 1980-х годах постмодернизм был доминирующим культурным движением и оказал глубокое влияние на архитектуру. Постмодернистская архитектура отвергла жесткие модернистские принципы прошлого и вместо этого приняла более эклектичный, игривый и выразительный подход.
Архитекторы начали экспериментировать с формой, цветом и материалами и подвергать сомнению традиционные представления о функциональности и полезности.
Многие из самых известных примеров бумажной архитектуры 1980-х годов были созданы архитекторами, связанными с деконструктивистским движением. Это движение характеризовалось увлечением фрагментарностью и дислокацией формы, а также игрой света и тени. Рост бумажной архитектуры в 1980-х годах оказал глубокое влияние на область архитектуры.
Он бросил вызов традиционным представлениям о том, какой должна быть архитектура, и открыл новые возможности для экспериментов и исследований.
Это также оказало значительное влияние на то, как архитекторы подходили к своей работе, побуждая их мыслить более творчески и рисковать в своих проектах.
Несмотря на свою теоретическую природу, бумажная архитектура оказала длительное влияние на искусственную среду.
Многие из идей и концепций, разработанных в эту эпоху, были реализованы в реальных зданиях и сооружениях и оказали значительное влияние на то, как мы воспринимаем и понимаем архитектуру.
Город — виадук
Авторы: Искандер Галимов, Михаил Фадеев
Бумажная архитектура стала средством исследования и реагирования на новые вызовы и возможности эпохи. Архитекторы использовали эту среду для создания дальновидных проектов, отражающих меняющиеся реалии окружающего мира, и для представления новых возможностей будущего.
Например, проект Михаила Фадеева и Искандера Герасимова представляет собой каменный мост гигантского размера, в него встроены жилые дома, площади, заводы, расположенные на разных уровнях.
«Новый элемент расселения»
Авторы: Александр Гутнов, Андрей Бабуров, Илья Лежава
Новый элемент расселения — НЭР концепция жилого района будущего от студентов Московского архитектурного института.
Проект так и не был реализован, но был показан в 1968 году на XIV Миланской триеннале и в 1970 году на Экспо в Осаке.
Музей исчезнувших домов
Авторы: Александр Бродский, Илья Уткин
«Каждый исчезнувший дом, даже самый невзрачный, становится равноправным экспонатом музея, его точный макет занимает свое место в нише — ведь в него вложена душа архитектора, строителей, людей, живших в нем, и просто случайных прохожих, бросавших на него рассеянные взгляды», — фрагмент описания проекта.
Музей исчезнувших домов — хранилище памяти обо всех исчезнувших зданиях.
Театр без сцены, или блуждающий зрительный зал
Авторы: Александр Бродский, Илья Уткин
«У нашего театра нет постоянной сцены — в своем постоянном блуждании по городу он останавливается в самых неожиданных местах и поднимает занавес в поисках новых спектаклей, новых сценографов, новых актеров, — сказано в описании проекта. — На его сцене могут выступать профессиональные труппы, но и одинокий прохожий, играющий свою загадочную импровизацию, может неожиданно сорвать бурные аплодисменты, попавшись на глаза зрителям».
Вилла Клаустрофобия
Авторы: Александр Бродский, Илья Уткин
Из описания проекта: «Наш Атриум — это зеркальная воронка, вставленная в каменный дом, не имеющий окон. Воронка зеркальна со стороны двора и прозрачна, если смотреть изнутри здания. Все помещения, расположенные по периметру, — назовем их комнаты, или кельи, или камеры, или палаты, неважно, — выходят в воронку одной стеклянной стеной.
Обитатели дома смотрят из своих комнат друг на друга, но видят бесконечность».
Двор — внутренний мир человека, который не может выйти наружу или же не желает этого.
Bornhouse
Авторы: Ю. Аввакумов, Ю. Григорян, С. Расторгуев, А. Магай
Проект представлял Россию на международной выставке — Венецианской архитектурной биеннале. Выставочный павильон из гофрокартона размещался в церкви San Stae.
Тему Биеннале «Не здесь: Архитектура вне Здания» выставка интерпретирует как метафорическое формотворчество проектирующего архитектора.
В барочном пространстве Сан-Стае строится светящийся вертеп, в перфорированных стенах которого спрятано 26 концептуальных объектов различных авторов.
В заключение можно сказать, что бумажная архитектура эпохи постмодернизма 80-х годов была радикальным отходом от традиционной архитектурной практики.
Подробнее о ресторане 95 градусов
Это движение бросило вызов общепринятым представлениям о том, какой должна быть архитектура, и побудило архитекторов исследовать новые возможности выражения и экспериментирования.
Хотя многие из проектов, созданных в эту эпоху, были чисто теоретическими, они оказали глубокое влияние на область архитектуры и продолжают влиять и вдохновлять архитекторов сегодня.
Еще одним важным аспектом бумажной архитектуры была ее связь с теорией и критическим дискурсом. Архитекторы, участвовавшие в этом движении, были не просто заинтересованы в создании красивых и новаторских проектов; они также стремились заниматься более широкими вопросами культуры, политики и истории.
Это привело к новому акценту на роли архитектуры в обществе и признанию важности социального и культурного контекста в формировании дизайна.
Несмотря на многочисленные успехи, бумажная архитектура не обошлась без критики.
Некоторые утверждали, что это представляет собой отступление от практических обязанностей архитектора и отсутствие четкой этической или социальной цели.
Другие предположили, что он был слишком сосредоточен на визуальных и эстетических аспектах дизайна и пренебрегал более широкими социальными и экологическими последствиями архитектурной практики.
<Продолжение статьи> Алина Блинкова, ИАиД
А также: