Найти тему

Читаю и комментирую роман "Петер Каменцинд" (1904) Германа Гессе

Peter Ilsted (Danish, 1861-1933) "Boy Studying"
Peter Ilsted (Danish, 1861-1933) "Boy Studying"

Читаю роман, комментирую и делаю выводы. Присоединяйтесь в комментариях!

Глава 1.

Повествование ведётся от первого лица. Юный герой сидит на берегу водоёма и наблюдает за красотой природы. Он рассуждает о том, что молчаливые горы и деревья вечно ведут борьбу с ветром, который так и норовит вырвать кусок их плоти.

Герой сравнивает их в людьми своей деревушки - Нимикон. В людях он видит таких же молчаливых существ.

В деревне ничего не происходит, старец сменяется старцем. Половина жильцов имеет фамилию Каменцинд.

Люди в деревне были разные. Но всех объединяла подавленность и мрачность. Они любили ощущать собственное превосходство перед теми, кто проявлял себя дураком.

Одним из дураков был дядя главного героя - Конрад. Он вечно затевал что-то новое и вечно проваливался, чем вызывал насмешки собственного брата, отца рассказчика.

Мы видим антитезу, приём, который лежит в основе творческого пути Германа Гессе. Главный герой романа противопоставляет медленную, недвижную жизнь жителей деревни и чудака, который все время мельтешит, творит, хоть и неудачно.

Герой рассуждает о набежавшем фёне. Он любит его. Ведь он олицетворяет для юноши страсть, любовь, чувства. Жизнь. Опять же, в противовес "жизни" деревни.

Фён (нем. Föhn, от лат. favonius — римского эквивалента Зефира) — сильный, порывистый, тёплый и сухой местный ветер, дующий с гор в долину.

Фён для героя - это связь с природой и Богом.

Далее герой описывает сад дома своих родителей, снова альпийскую природу. Делает он это очень красочно, заманчиво, в романтическом, идеалистическом ореоле. Так же как любой человек с удовольствием вспоминает о прошлом, забывая мрачные детали.

Родители практически не занимались воспитанием сына. Лишь раз в неделю перед тем, как пойти в трактир, отец давал ему беспричинную взбучку, которую мальчик воспринимал как некую необходимую жертву у алтаря Немезиды.

Немези́да, или Немеси́да (др.-греч. Νέμεσις «возмездие») — в древнегреческой мифологии крылатая богиня возмездия, карающая за нарушение общественных и нравственных порядков.

Мальчик и его отец просто следовали воле "слепого рока".

Больше всего мальчик сочувствовал Гераклу, ведь ему приходилось много трудиться. Мальчик же этого очень не любил, так как был ленивым. Поэтому он просто ходил по лугам, среди скал, вдоль берега. Поёт "сиринады" облакам. Особенно обращает на себя внимание отрывок:

-2

Что это, если не предтеча назревающего внутреннего конфликта героя, который получит свое развитие по ходу действия романа? Добавим сюда и наблюдение героя о мрачных деревенских мещанах и о его дяде, вечном чудаке, человеке творчества. Посмотрим, так это ли это.

Да, так, уже в следующем абзаце:

-3

Когда мальчику исполнилось десять лет, он впервые поднялся на вершину одной из гор. И наконец-то увидел, какое огромное и чуть не бесконечное пространство его окружает. Как после этого можно жить по-прежнему в унылой деревушке? Теперь мальчика влечёт узнать эти безграничные просторы.

Вскоре он стал чаще путешествовать по горам. Ему доверили пасти коз. Однажды он чуть не погиб, упав с козой в ущелье. Его конечно же отругали.

Однажды отец попросил его сходить в монастырь и предупредить монахов, что он заболел. Отец подрабатывал в этом монастыре. Но Петер поленился и отправил через почтальоншу письмо, а сам ушёл в горы.

Итог оказался неожиданным. Через неделю пришёл патер и попросил взять на учёбу автора письма. Отец с трудом на это согласился. Учёба незамедлительно началась.

Герой немного рассказывает о своих родителям и о том, что унаследовал от них:

-4

Мальчик отправился в самостоятельную жизнь. Он отмечает, что совершенно не обладает социальными навыками, и природная, животная жизнь ему куда ближе. Ему суждено стать филологом, хотя он и сам не понимает почему.

Учёба ему не давалась, так как все казалось скучным. Только учитель истории отметил, что Петер станет историком, так как умеет отличать великое от ничтожного.

Но все же он пытался продолжать учение, и даже давалась оставаться в ряду середнячков. Он знал, что дальше ему точно откроются двери истинной духовности.

Вместе с тем, Петеру очень хотелось найти друга. Он заприметил Каспара Хаури, за которым стал следить и ревновать к каждому встречному. Он был старше его. Думаю, тут дело не в маниакальности, а в желании найти наставника. Но наставник его не замечал.

Друга он нашёл в лице другого мальчишки, довольно бесшабашного. Но дружба с ним быстро закончилась. Однажды он решил язвительно спародировать Петра, за что тот влепил ему оплеуху. Друзья стали врагами.

В семнадцать лет Петер влюбляется в дочь юриста - Рози Гиртаннер. Начинает по-настоящему любить литературу. Пробует сочинять собственные стихотворения. Но быстро заканчивает делать это.

Глава 2.

Петер часто встречал Рози Гиртаннер по дороге в гимназию. Влюблённость его была очень сильна. Но проблема в том, что девушка об этом даже не догадывалась. Тогда герой стал совершать ради Рози подвиги, о которых она тоже не знала:

-5

Подсмеиваться над пубертатом не стану. Каждому это знакомо.

Петер, рискуя жизнью, даже добыл альпийские розы в горах. Как это по-сказочному и по-рыцарски!

Розы он завернул в свёрток и незаметно положил к дому семьи Гиртаннер. Были ли последствия у такого поступка, Петеру неизвестно. Но о любви к Рози он вспоминает всю жизнь, как о чем-то возвышенном. Саму Рози он сравнивает с картиной девушки из рода Фуггеров.

Фуггеры (нем. Fugger) — крупнейший, наряду с Вельзерами, купеческий и банкирский дом Германии XV—XVII веков, который вёл дела по всей Европе и за её пределами.

Вместе с тем Петер становился юношей.

-6

Учиться ему предстояло в Цюрихе. Прямо перед учёбой заболевает мать героя. Отец говорит, что не сможет платить за обучение. Зарабатывать придётся самому.

Одной ночью Петер слышит стон матери. Она умирает. Он два часа находится у её кровати, пока она мирно не уходит на тот свет, чем даёт мудрый пример для юноши.

Просыпается отец, сначала он, узнав о смерти жены, пытается накричать на сына, но потом смиряется с потерей близкого человека.

Отцу тяжело терять и сына, который уезжает на учёбу. Юноша почти готов остаться, но далёкие края и царство духа ждёт его.

Незадолго до отъезда отец и сын отправились в трактир, где очень хорошо провели время и сильно напились. С тех пор Петер пристрастился к выпивке.

Глава 3.

Герой прибывает в Цюрих. Он надеется выбить для себя место под солнцем и доказать, что он лучший из Каменциндов. Город впечатляет его.

Петер знакомится с юношей-музыкантом по имени Рихард. Он очаровывает его своей игрой, после чего Петер чувствует притяжение к музыкальному искусству.

Он поёт для него йодлер и рассказывает о своей родине. Рихард разглядел в Петере поэта.

Рихард был старше Петера, но часто вёл себя как ребёнок. Он любил выпить, покутить, повеселиться.

Петер ревновал его к другим и не любил, когда тот забывал о их встрече.

В это время Петер решил, что не хочет изучать филологию и перейти на историю. Особенно его заинтересовал Франциск Ассизский.

Франци́ск Асси́зский (лат. Franciscus Assisiensis, итал. Francesco d'Assisi, Джованни Франческо ди Пьетро Бернардоне, итал. Giovanni Francesco di Pietro Bernardone; 1181 или 1182 —3 октября 1226[2]) — католический святой, учредитель названного его именем нищенствующего ордена — ордена францисканцев (1209).

В одном из салонов Рихард показал Петеру картину, автором которой оказалась некая Эрминия Альетти, с которой Рихард познакомил Петера.

Поначалу Петеру девушка показалась очень отталкивающей.

-7
-8

Но спустя время Альетти пригласила Петера попозировать ей для картины.

Прежде чем это произошло, Петер вдруг стал писателем. Рихард отправил одну из его новелл в редакцию, и её напечатали. За это Петер даже получил деньги. Он познакомился с редактором и договорился о постоянной работе.

Он присылал свои труды, рецензировал чужие. На миг он обрадовался, что теперь сможет бросить учёбу. Но вместо этого он живёт впроголодь, отдавая книги, которые ему присылали для рецензии.

О художнице он забыл, но она напомнила сама. Придя к Альетти, Петер увидел ещё несколько непризнанных художников. Будучи голодным, он невольно съел почти весь бекон и был замечен. Вспылив, он собрался уходить, но его остановила Альетти, и тогда он увидел "зрелую красоту этой женщины". На следующий день он пришёл позировать ей, но так как всю ночь пил, то уснул, пока она рисовала его. Вечером, когда он проснулся, то в знак прощения рассказал ей про свое детство.

После этого он часто ходил позировать к ней. Он влюбляется в неё, хоть впоследствии и не помнит толком даже её внешности.

Одним вечером они решили покататься в лодке. Петер хочет признаться Альетти в любви, но узнает, что у неё уже есть возлюбленный. Она добавляет:

-9

Петер не видит смысла в признании. Поэтому они расходятся, и с этого момента он пытается избегать её, но из приличия все же приходится видеться.

Глава 4.

Петер стал ещё сильнее выпивать. Под действием вина он пишет сатиру, где высмеивает отношения между людьми. Он пишет много трудов, благодаря чему попадает в авторитетную газету, получает неплохой постоянный заработок. Он становится относительно известным литератором, но внутри ощущает, что настоящее счастье его ещё ожидает. Сейчас же он полон тоски.

Мучилось и окружение Петера. Оно искал себя в религии, философии, музыке, но Петер смотрел на это с иронией.

-10

Больше всего Петер ценил дружбу и после того, как исповедовался Рихарду о своей неудавшейся любви, стал ценить её ещё больше. Рихард отличался от тоскующих своей весёлостью.

Они проводят много времени вместе. Рихард помогает Петеру пережить страдание. Его беспокоит то, что Петер часто пьёт.

Творчеством Петера Рихард увлекался мало, но чувствовал, что в нем зреет настоящий поэт:

-11

Рихард заканчивал свое обучение и предложил Петеру путешествие по Северной Италии, чтобы отпраздновать завершение учёбы.

Соборы Италии разочаровали Рихарда, но он отнёсся к этому иронично.

Рихард чем-то напоминает героев "Степного волка" и заверщающую мысль романа: ко всему нужно относиться ироничнее.

Сам герой был впечатлен морем. Он вновь почувствовал, что ему суждено бродяжничать.

В Италии Петеру посчастливилось пройти путем Франциска.

По окончании путешествия друзья расстались. А через пару недель Рихард утонул. Это стало крайней точкой для Петера. Он ждал, что жизнь преподнесет ему возможность стать великим, но теперь он понял, что нужно смирить свое упрямство и гордыню. Он решает, что пора вернуться к матери.

Глава 5.

Петер очень кратко и неохотно делится тем, как стал редактором, спился и был отправлен в Париж. Но ему бы хотелось делиться только светлыми воспоминаниями.

В Париже Петер вспоминает о смерти матери. Он решает отправиться пешком в Базель. Это путешествие станет одним из многих.

Петер познакомился с учёным, у которого стал частым гостем.

У него же он увидел темноволосую девушку.

Пристрастие к выпивке стало известным среди окружения Петера. Ему стали докучать тем, чтобы помочь, но он оттолкнул их. Это увидела та темноволосая девушка.

Общество трезвенников же скоро распадется.

Герой продолжал работать, но в жизни смысла он не видел:

-12
-13

Петер познакомился с завсегдатаями дома учёного, но общего языка с ними не нашёл. Их разговоры казались ему пустыми. На одном из таких вечеров он вновь встретил темноволосую девушку.

Они познакомились, хоть Петер несильно этого хотел. В ходе разговора девушка назвала его поэтом:

-14

Девушку звали Элизабет.

В общество учёного он больше не ходил. Девушку Петер встретил дважды. Однажды он увидел её на выставке перед картиной Сегантини.

Но не показался ей на глаза.

Герой рассуждает об истинной любви к природе, которая доступна далеко не каждому:

-15
-16

Глава 6.

Петер чувствовал, что все ближе к написанию великой поэмы, в которой покажет истинную любовь. Но потом он понял, что не сможет научить людей любви, так как отрёкся от них, относился к ним с презрением.

К этому моменту он уже год не был в доме учёного. Поэтому решил начать восстанавливать связи.

Неожиданно для самого себя Петер захотел жениться на Элизабет. Однако она уже была помолвлена.

Тогда Петер отправляется домой к отцу. Они стали чужими друг другу. Герой вновь вспомнил о смерти матери, задумался о скоротечности жизни.

Он вспоминает о своей жизни в деревне.

-17
-18

Петер не может понять цель своих страданий. Он вспоминает о том, что пережил. Не понимает, для чего все это.

-19

Петер понял, что он сам должен научиться любви. Начать он захотел с отца. Он стал проводить с ним больше времени. Говорить с ним. Даже попытался не пустить его в трактир, но не вышло.

Общество Петера быстро стало тяготить отца. Поэтому герой уезжает в Ассизи.

В городке ему очень понравилось. Его хозяйкой в доме оказалась добродушная католичка.

Петер часто рассказывал людям христианские истории из книг, которые взял с собой.

Рассказал он и о своей несчастной любви. Всё сожалели ему. А Нардини, хозяйка дома, влюбилась в него. Поэтому в скором времени Петер уехал, чтобы не разбить ей сердце.

Из Италии Петер привёз зрелое отношение к жизни, когда перестаёшь считать себя центром мира.

-20

Однако одно унизительно событие все же пришлось пережить: он побывал на свадьбе Элизабет. Более того, она показывала его всем как особенного гостя. Он сравнил это со школьным наказанием провинившихся детей.

Глава 7.

Петер продолжает писать статьи, чтобы заработать на хлеб. В душе он готовится к труду всей своей жизни.

-21

-22
-23

Петер продолжал работать, искать то, что он хотел бы описать. У него скапливается большое количество книг. Поэтому он приглашает столяра, чтобы сделать шкафы для книг. Столяр, как оказалось, тоже бродяжничал, чем привлёк внимание Петера. Он обещался навестить его. Однажды он так и сделал вместо того, чтобы снова идти на вечер к Элизабет.

Почти сразу он подружился со столяром и его семьёй. Ему не приходилось притворяться, а, наоборот, он почувствовал себя дома среди таких же крестьян, как и он.

Самое любимой дочкой столяра была Агнес. К сожалению, она сильно болела и вскоре умерла. Отец и семья долго горевали, но постепенно жизнь двигалась дальше.

Петер вновь отправляется путешествовать пешком. Возвращается в Цюрих, где вспоминает Альетти. Едет в Базель, получает письмо от своей прежней домохозяйки Нардини. Она делилась радостной новостью: она выходила замуж. Звала Петера на свадьбу.

Петер отказывается и возвращается к столяру. Тот приютил у себя родственника-колеку, и теперь дома постоянно гнетущее настроение.

Он отпугнул и Петера, но тот, желавший научить людей настоящей любви, испугался своих мыслей и понял, что поступает неправильно. Он познакомился с Боппи и подружился с ним, делился с ним книгами, вёл беседы, гулял.

-24

Глава 8.

Многие на пути Петера стали его учителями. Стал им и Боппи. Он был тем человеком, который принял волю Бога.

-25

Они часто гуляли, ходили в зоологический сад, кормили животных. Однажды Петер рассказал Боппи о своей любви к Элизабет. Боппи захотел познакомиться с ней, и Петер пригласил её. Встреча эта произвела на Боппи сильное впечатление.

Чем больше крепла дружба Петера и Боппи, тем озлобленнее становился столяр. Петер не решался выступить за чью-то сторону и ждал, как разрешится конфликт.

Спустя время Петер договоривается со столяром приютить Боппи у себя. Они снимают квартиру, где начинают жить вместе.

Петер продолжает посещать Элизабет, но теперь относится ко всему с иронией.

С Боппи дружба только крепчала. Они часто сочиняли вечерами смешные диалоги. Но Петер не догадывался, что Боппи испытывает сильные боли, о которых не говорит другу. Петер отправляет его в больницу.

Он снова остался один.

-26
-27

Перед смертью Боппи много говорил о матери и о самом Петере, но уже в бреду. 7 января Боппи умирает.

Проходит письмо от знакомых отца о том, что ему хуже. Петер приезжает и начинает ухаживать за ним, хоть тот и показывает свое недовольство.

Начиналась весна, природа вновь, как в начале произведения, вела свою борьбу. А Петер кричал о своей любви к Элизабет.

Фён рушит дома, Петер никак не мог взяться за работу над своим произведением. Петер помогает жителям деревни в организации помощи для пострадавших. У него появилась возможность думать не только о себе, но и о других.

Помощь оказалась полезной. Постепенно погода успокоилась, любовь Петера перестала приносить страдания.

Он временами общался с дядей Конрадом, который из-за старости перестал чудачить.

Дом исхудал. Поэтому Петер стал его чинить, хоть и не без труда.

В конце произведения Петер думает о том, что ему суждено было вернуться домой. Как бы он не пытался вырваться, но крестьянин всегда остаётся крестьянином.

Он узнает, что хозяин трактира хочет продать свое дело, так как ему пора на покой. Петер хочет купить у него трактир, но боится, что отец начнёт туда снова ходить.

Поэму жизни Петер забрасывает.

-28

Обобщим.

Перед нами роман-воспитания. Роман, в центре внимания которого внутренний мир поэта, творческой личности. Петер не находит своего места в жизни, поэтому бросается от одного к другому: от филологии к истории, от истории к филологии, от коньюктуры к поэзии, от любви к девушке к любви ко всем людям. Он мечется, из-за чего совершает противоречивые, необъяснимые порой поступки.

Непросто так его сопровождают образы фёна - сильного ветра, облаков - вечных странников. События, происходящие с Петером, словно фён: то нападают на него со всем остервенением, то отстают от него и дают насладиться моментом. Сам герой - вечный пилигрим, путь которого не совпадает с общепринятым. Он пытается учиться у природы, людей, но уясняет ли он уроки? Ответить сложно. Где-то он говорит, что научился относиться ко всему иронично (уже здесь мы видим тему, которая станет ключевой для Германа Гессе), в другом же месте мы видим, что он снова страдает.

Тем не менее, его терзания, внутренние изменения будут знакомы многим людям, живущим чувствами, эмоциями, саморефлексией.

Задаёт вопросы и концовка романа. Был ли у пути Петера смысл? Ведь он вернулся в деревню, из которой с таким удовольствием сбежал. Наверно, единственным ответом будет отказ от поиска смысла. Петер жил, увидел множество мест, познакомился со многими умными, чувственными людьми, познал любовь, как юношескую, так и зрелую. В этом и есть жизнь.

Кроме того, мы можем посмотреть на то, как творческий человек рождает в себе произведение искусства. Видим, что делает художника более зрелыми, что вдохновляет его.

Для творчества Германа Гессе это оказалось только началом. Ведь до самого конца он будет поднимать темы, связанные с внутренними конфликтами героев, которые не находят себе места ни среди людей, ни на природе. Видимо, это судьба людей, ищущих царство духа.

Рекомендую прочитать этот роман самостоятельно и подписаться на мой канал!