Его называли человеком с компьютером в голове и гением. Чтобы увидеть своими глазами, как он работает, и убедиться, что этот корейский уникум действительно такой невероятный мастер, как о нём говорят, на шоу «живого» рисования выстраивались огромные очереди. Он действительно был феноменом, о котором знал или хотя бы раз слышал любой профессиональный художник-график. Масштаб его природного дарования потрясал. Он мог начать рисовать со случайной точки на листе и изобразить кого угодно, что угодно, с любого ракурса и связать все объекты между собой в полной гармонии друг с другом, с идеальным соблюдением перспективы и пропорций. При этом он работал сразу, без какой-либо подготовки, предварительного наброска и исправлений, что заставляло хвататься за голову и восклицать «магия!» не только его преданных фанатов, но и многих коллег. Несколько лет назад он попал в книгу рекордов Гиннесса в категории «Иллюстрация» и разделе «Самый длинный рисунок человека». Его невероятно детализированная работа была выполнена в криволинейной перспективе, более известной как «рыбий глаз». Его имя говорит само за себя: Ким Джун Ги. Такие рождаются раз в столетие.
Ким Джун Ги (по другой транскрипции Ким Чен Ги) появился на свет 7 февраля 1975 года в Кояне, городе-спутнике Сеула. Он начал рисовать ещё в ту пору, когда посещал детский сад, но наиболее ярко его невероятные способности проявились в начальной школе.
«Разумеется, когда я был ребёнком, то и думать не думал ни о какой перспективе в своих работах, - рассказывал на своих лекциях Ким Джун Ги. – Но у меня имелся проверенный лайфхак: персонажей впереди я рисовал побольше, а тех, кто был сзади – поменьше. Размер объекта зависел от расстояния до него. Этим мои знания, которые я взял из комиксов, исчерпывались. В ту пору я был в начальной школе, но даже когда ещё ходил в детский сад, то пытался рисовать предметы в объёме. Например, если ребёнок захочет изобразить машину, он, скорее всего, сделает это в виде сбоку. Я же пробовал рисовать в три четверти, поскольку не всегда предметы были развёрнуты ко мне нужным образом. Ещё тогда я понял, что на объекты можно смотреть с разных ракурсов, а вид в три четверти гораздо интереснее, чем в анфас или в профиль».
В корейских учебных заведениях есть традиция так называемых «рисовальных дневников», ведение которых не только развивает художественные навыки, но и помогает школьникам снизить тревожность, выразить эмоции и даже выплеснуть агрессию. На зимних и летних каникулах детям дают задание ежедневно фиксировать самое яркое событие или наиболее взволновавшее их впечатление дня. Ким тоже вёл такой дневник, но, в отличие от многих сверстников, не время от времени, а постоянно.
«Обычно я изображал сначала одного персонажа, а затем второго, - описывал Ким Джун Ги опыт ведения своего дневника. - Если лицо получалось так себе, я бросал работу и часто сдавался. Но однажды решил поменять подход и перестал рисовать людей в вакууме: теперь их сопровождала некая история, они были помещены в пространство, я создавал между ними связь… Скажем, я подрался с приятелем, и мне нужно было запечатлеть в дневнике этот момент. Можно было, конечно, изобразить двух детей и на этом остановиться, но я шёл дальше и рисовал поодаль горку. Может, мы подрались из-за того, что оба хотели скатиться по ней первыми? Я хотел рассказать свою историю с помощью окружения. Напрягал голову и вспоминал, из какого материала сделаны ступеньки горки, её перила. И если мне это не удавалось, то я обращал на неё больше внимания, когда видел вновь. Так я тренировался в искусстве наблюдения. Чтобы передать атмосферу и рассказать историю, мне нужно было показать то, как на события реагировали окружающие. В данном случае кто-то подбадривал меня или соперника. Даже если вокруг были только одни подстрекатели, атмосфера сразу становилась более живой, а рисунок превращался пусть в небольшую, но иллюстрацию. На задний план я помещал ликующих детей. Этим негодяям ведь и в голову не приходило остановить нас с приятелем! Они кричали: «Замочи его! Стукни его чем-нибудь!» или: «Вон там камень лежит, хватай скорее!» и, наконец: «У него кровь носом идёт!» Раньше кровь была сигналом к прекращению драки. Ну или если ты заплакал. В конце я подписывал рисунок парой фраз, например, такими: «Сегодня я задал взбучку Чхой Су. Мне понравилось».
Юный художник не овладевал приёмами или теорией постепенно, а учился интуитивно и всему сразу, стараясь быть очень и очень наблюдательным. Сначала он срисовывал персонажей комиксов и животных. Но в какой-то момент начал самостоятельно изображать то, что ему нравилось в реальной жизни.
«Я мечтал о велосипеде, но мне его не покупали, и поэтому я постоянно его рисовал, - рассказывал Ким Джун Ги. - Когда я впервые попытался изобразить этот объёмный предмет на плоской поверхности бумаги, у меня всё вышло наперекосяк. Но по мере того, как я изучал и трогал велосипеды, а потом и катался на них, я применял свои знания на практике. Когда изученный объект уже не вызывал во мне интереса, я двигался дальше. Решив, что я достиг совершенства в рисовании велосипедов, я переключался на машины или девушек. Я брался за новые темы и добивался в них мастерства».
Когда Ким Джун Ги исполнилось девятнадцать лет, он поступил в школу изящных искусств по специальности «Искусство и дизайн». Получив степень магистра, решил продолжить обучение дальше и выбрал Колледж искусства и дизайна университета Донг-ой в Пусане. Но на третьем курсе бросил вуз (стало неинтересно) и отправился на военную службу, которая обязательна для любого мужчины в Южной Корее: от неё не освобождаются даже звёзды кино и знаменитые певцы. За два года Ким Джун Ги поднаторел в изучении вооружения и техники, что позже оказало ему неоценимую помощь и придало дополнительной реалистичности работам.
В будущем он видел себя иллюстратором корейских комиксов, поэтому после армии собрал свои лучшие рисунки и отправился по разным издательствам. И ему везде отказали, поскольку молодого безвестного художника тогда никто не воспринял всерьёз. Но всего через год те же самые издательства начали наперебой предлагать ему сотрудничество.
Первой опубликованной работой художника стала иллюстрация «Смешные забавы», выпущенная японским журналом «Yong Jump». После нескольких проведённых выставок Ким Джун Ги, популярность которого в стране росла подобно снежному кому, начал преподавать манхву (так называются корейские комиксы) в университетах и частных школах.
В 2001 году Ким Джун Ги совместно с другими художниками-графиками основал творческую группу Super animation studio, или Superani («ani» означает на корейском «вечность, дух, жизнь»), которая быстро приобрела известность не только в Азии, но и в Европе и Северной Америке. В неё вошли иллюстраторы, концепт-художники и карикатуристы, которые решили заниматься «интернационализацией культуры с помощью различного контента». Сегодня участники Superani регулярно проводят лекции, устраивают привлекающие много зрителей шоу «живого» рисования, публикуют книги.
В 2010 и 2013 годах Ким Джун Ги проиллюстрировал романы французского писателя-фантаста Бернара Вербера «Рай» и «Третье человечество». С 2007 по 2018 годы выпустил шесть своих скетчбуков, которые содержали почти 4000 рисунков. Вместе с коллегой и другом Хён-Джин Кимом основал в Сеуле школу рисования AniChanga, но с 2020 года устранился от управления ею, поскольку его расписание было очень плотным: он то уезжал на фестивали комиксов, то участвовал в шоу рисования, то был занят в рекламных компаниях, то создавал очередные комиксы, иллюстрации или скетчи, то устраивал встречи с поклонниками своего мастерства. А ещё выставлял работы в галереях Франции, Америки и Японии.
Во время работы Ким Джун Ги держал кисть или фломастер не ближе к кончику, а примерно посередине, что позволяло ему расслабиться и достичь более плавных очертаний, а также избежать напряжения и дискомфорта в руке. Тем, кто наблюдал за ним на открытых показах, казалось, что мастер будто обводит различимые только им одним линии или проявляет уже предварительно нанесённые специальные чернила – настолько быстро, точно и уверенно он работал, не допуская никаких помарок. К слову, манерой работы с Ким Джун Ги очень схож сербский вундеркинд-график Душан Кртолица, которого сейчас на родине иначе как гением не величают.
«Я уделял внимание базовым формам и в рисовании использовал кубы, - описывал процесс создания своих работ корейский художник. - Почему именно куб? Потому что надо видеть все четыре стороны. Я не учил разные виды перспективы и даже не подозревал о таком понятии, как линия горизонта. Просто рисовал линии на плоскости и только потом осознал, что их можно продлить до точки схода: все они стремятся к ней на горизонте, который расположен на уровне глаз. В моей голове все эти воображаемые линии уже есть. Искать и видеть невидимое и стало моей привычкой».
Специфическое восприятие мира, лёгкость рисунка в сочетании с неимоверной детализацией любого объекта, анатомической правильностью фигуры человека или животного создавали впечатление нереальности. Прибавьте к этому идеальную зрительную память Ким Джун Ги. Всё, что видел, он сразу же запоминал, а потом словно превращал изображение в цифровую фотографию отличного разрешения, которую в любой момент по своему желанию мог увеличивать, чтобы рассмотреть все подробности.
Ким Джун Ги признавался: «Когда я работаю, то 60 процентов изображений уже есть в моей голове, а всё остальное – импровизация. Я обычно задаю своим ученикам наводящие вопросы: «Отец отвозил тебя сегодня в школу. Подумай, что ты видел по дороге?» И слышу в ответ: «Не помню. Не знаю». Это значит, он не может представить в голове картинку. Или может, но между рукой и головой есть некая преграда, что, конечно, очень раздражает. Думаю, что второе даже хуже. Когда ты не можешь нарисовать то, что у тебя в голове, это очень паршиво».
Он называл себя плохим учителем, поскольку испытывал сложности с тем, чтобы объяснять очевидные и абсолютно естественные для него вещи. А если ученики долго не могли понять, что именно он имеет в виду, начинал сердиться. Ему и хотелось бы выражать свои мысли доходчивее, но это у него не всегда получалось.
Поэтому ему было проще не рассказывать, а показывать. Желающих перенять его искусство он просил внимательно смотреть за его рукой и «следовать потоку сознания». Он также советовал рисовальщикам мысленно помещать себя в пространство той или иной сцены, чтобы вникнуть во все детали и увидеть собственный замысел изнутри.
«Я сначала рисовал и только потом учился теории – в отличие от большинства. В молодости амбиций мне было не занимать. Но, повзрослев, я пресытился. Сейчас как бы я ни рисовал, всё выходит хорошо. И чем больше я преподаю, тем больше узнаю теории, которая объясняет то, что я всегда делал».
Когда его называли гением, он смеялся и отмахивался, мол, да какой я гений, что вы! Утверждал, что обучение рисованию – ступенчатый процесс. Да, талантливые люди будут гораздо быстрее развивать навыки, но это не значит, что обычный человек не сможет достичь того же самого, если будет постоянно работать над собой. Практика, по его убеждению, должна стать второй натурой, и тогда трудолюбие и целеустремлённость помогут достичь успеха.
«Процесс обучения выглядит как биржевая диаграмма, - объяснял Ким Джун Ги. - Если вы резко скакнули вверх, скоро вас может ждать такое же падение. Лучше понемногу, но регулярно трудиться, и тогда ваши навыки будут расти как акции «Майкрософт» - медленно, но верно. Рисование похоже на марафон. Конечно, вы можете проснуться знаменитым, но лучше наращивать популярность параллельно с получением нового опыта и навыков. Профессионалу, как хорошему вину, нужно время, чтобы созреть. Будьте терпеливы, не сходите с ума и не огорчайтесь, если что-то не получается».
В октябре прошлого года Ким Джун Ги был в Париже и должен был вылететь оттуда в Нью-Йорк. Но по дороге в аэропорт он начал жаловаться на сильные боли в груди. Его отвезли в ближайшую больницу, где он вскоре скончался от сердечного приступа. Такая внезапная смерть стала полнейшей неожиданностью для ценителей его творчества и коллег: мастер не жаловался на здоровье и производил впечатление крепкого и здорового человека.
«Спасибо вам, Джун Ги, - написал в официальном заявлении 5 октября 2022 года его соратник Хён-Чжин Ким. - После того, как вы так много сделали для нас, теперь вы можете отложить свои кисти».
#творчество #вдохновение #картины #рисунки #искусство #художник #гений #скетчи #SUPERANI #графика #интересныелюди #судьба #призвание #невероятное #сверхспособности #арты #мастерство