Найти тему

Надомное обучение с индивидуальным учебным планом: зачем, для кого, как получить

Получила вот такой комментарий:

Постараюсь ответить на вопросы.

Итак, в Российской Федерации все дети должны в обязательном порядке получать общее образование. В стенах школы, вне школы надомно или в рамках семейного обучения. Если родители хотят и могут учить детей сами, не пользуясь услугами школы, речь идёт о семейном образовании. При этом совершенно не важно, что у ребёнка со здоровьем. Важно, чтобы аттестацию такой ученик мог сдать успешно (после 9 класса, раз в триместр или четверть, раз в год -- у всех свои предпочтения и договорённости со школой).

Если же ребёнок именно по состоянию здоровья не может посещать школу вместе со сверстниками, организуется обучение на дому с привлечением педагогов школы. В таком случае ответственность за качество знаний лежит не только на родителях, но и на школе. В большей степени на школе.

-2

Надомное обучение может быть кратковременным или длиной в весь период учёбы. В зависимости от причины. Перечень заболеваний, дающих право претендовать на такую форму обучения, можно найти в Интернете. Кто-то учится именно дома, принимая у себя педагогов. Кто-то ходит в школу, но занимается по своему расписанию один на один с учителем. Тут уж как решит школа и как договорятся родители. Как по мне, для всех удобнее второй вариант.

Соответственно, первое и основное для оформления надомного обучения -- наличие прописанного диагноза. Справка от врача. Просто так надомно обучать не будут, даже если невооружённым глазом видно, что у ребёнка проблемы. Хоть вторая голова и хвост растут. Но без бумажки мы букашки.

Мы с сыном первые 2 класса учились на семейном. Он получал лечение у платного психиатра без постановки на учёт у государственного детского психиатра. Чтобы перейти на надомное, сын получил документальное подтверждение своих проблем. Для этого лежали с ним в НИИ на ул. Потешной.

Диагноз есть. Значит, врач может выписать рекомендацию о необходимости надомного обучения. Но прежде просят принести характеристику из школы. Чтобы убедиться, что ребёнку действительно сложно даётся учёба в коллективе сверстников. В любом случае, какой бы эта характеристика ни была (а моему сыну пишут очень приятные вещи в характеристиках), важнее заключение врачебное. Да и не может быть идеальной характеристика при наличии проблем, как мне кажется.

-3

Если по состоянию здоровья нужно учиться в одиночку, школа должна такую возможность предоставить. Это обязанность образовательного учреждения, а не предложение, на которое можно согласиться/не согласиться.

Затрудняюсь сказать, обязательно ли прохождение ЦПМПК для оформления надомного обучения. Запамятовала. Мы проходили, ибо надеялись на то, что дадут тьютора на период адаптации в коллективе. Не дали. Потому и выбора особо не было. Уверенно пошли на надомное. А заключение ЦПМПК всё равно отнесли в школу. На его основании у сына есть занятия с психологом раз в неделю.

Индивидуальный учебный план школа составляет весьма быстро. Так как я каждый год отношу новое заключение весной, уже в конце августа получаю расписание. Но даже если ребёнок уходит на надомное среди года, школа изыскивает возможности для формирования его расписания с учётом занятости учителей.

Работа с надомником не бесплатная. Учителям доплачивают. Потому все рассказы о том, как кто-то замучился из-за нас вот таких, не стоит принимать во внимание и извиняться. У нас подобные высказывания были считанные разы. Основная масса педагогов свою работу выполняет неплохо.

Все фотографии в данной статье сделаны мной
Все фотографии в данной статье сделаны мной

Ещё про учебный план. Не стоит надеяться на то, что индивидуально обучающемуся дадут полный объём часов. Это невозможно. Потому вместо 4 часов будет 2, вместо 5 в лучшем случае 3. С одной стороны, этого вполне хватает. Особенно если ребёнок хочет и умеет учиться. С другой стороны, родителю придётся больше времени уделять учёбе чада, нежели при его посещении школы с 8 до 15 часов. Но тут уж надо выбирать, для кого делаем лучше.

Таким образом, наличие доказанных медицинских показаний и желание семьи, чтобы ребенок учился в более подходящей для него форме -- основа надомного обучения. Школа, конечно, может этого не хотеть. Школа вообще не любит сложности, как мы знаем. Но не оказать образовательную услугу указанного типа зачисленному в контингент ребёнку, посещающему организацию по прописке, не имеет права. Если не по прописке -- другой вопрос. Особенно если нужно ножками ходить к ребёнку (не передвигающемуся, после операции и т.п.). Вообще как-то надёжнее учиться по прописке. По крайней мере, в Москве.

Если в чем-то не права, поправьте, знатоки.