Найти тему
РОДИНА 🐘 СЛОНОВ

Европейская астронавтика: Батут "Роскосмоса" возвращается?

Европейская ракета-носитель Ariane 5, предназначенная для вывода грузов на низкую околоземную орбиту и летающая в Космос уже 27 лет, готовится попрощаться с нами. А вернее, она уже попрощалась, потому что с космодрома Куру во Французской Гвиане (на территории Европы, как вы знаете, космодромов нет) произведён последний, 117-ый пуск, четыре из которых, кстати, были неудачными.

Вообще, эта ракета является в полной мере отражением долговременной ситуации и проблем в евроастронавтике, поэтому мы не только проводим её на заслуженный отдых, но и рассмотрим некоторые аспекты, почему Европа никогда не была и никогда не станет мировым лидером в космических полётах.

Последний старт Ariane 5 с космодрома Куру, июль 2023
Последний старт Ariane 5 с космодрома Куру, июль 2023
  • Во-первых, понятно, почему решили отправлять старушку на покой. Статистически её аварийность (3,4% от числа запусков) хуже, чем у нашего российского носителя "Союз" (2,2%). Но дело даже не в худших показателях, а в таком факте: первоначально планировалось использовать "Ариан-5" для запусков пилотируемого корабля "Гермес", однако этот проект так и не был реализован, "Ариан-5" применяется только в непилотируемом варианте. То есть у производителей - Европейского космического агентства (ЕКА) и основного подрядчика European Astrium Space Transportation - были какие-то весомые причины сомневаться в надёжности своей основной ракеты и отказаться от запуска миссий с людьми на борту.
Кстати, и сам проект "Гермес", который должен был стать флагманом ЕКА - многоразовый космический корабль наподобие "Спейс Шатла" и "Бурана", с посадкой на обычную аэродромную ВПП - стал эпическим фэйлом для Европы. Его проект был одобрен ещё в 1978 (!) году, работы начались спустя десятилетие, а в 1993 году проект был закрыт, несмотря на влитые 5 миллиардов долларов. По плану должны были быть построены два корабля, выводящие на орбиту полезную нагрузку в 3-4,5 тонн, но не был построен ни один. Печалька, да?
Гермес, бесплодно разрабатывавшийся Европейским космическим агентством проект многоразового космического корабля
Гермес, бесплодно разрабатывавшийся Европейским космическим агентством проект многоразового космического корабля
  • Во-вторых, французы при строительстве семейства ракет Ariane, как и где могли, просто тупо копировали "передовой опыт" своих американских хозяев, но и тут не сильно преуспели. Например, "Ариан-5" имеет два твердотопливных ускорителя (ТТУ) ARP по бокам, которые и обеспечивают основную тягу при старте ракеты. По замыслу, ускорители должны были спускаться на парашютах и использоваться повторно. Однако фактически лишь несколько раз эти ТТУ были выловлены из океана, и то для проведения исследований. Никакого обещанного "многоразового использования" этих узлов ЕКА так и не смогла продемонстрировать.
Последний старт Ariane 5 с космодрома Куру, июль 2023
Последний старт Ariane 5 с космодрома Куру, июль 2023
  • А в-третьих, хотя вместо отправленной на пенсию Ариан-5 европейское агентство планирует ввести в эксплуатацию её младшего собрата, "Ариан-6". Только вот в чём загвоздка. Шестая версия до сих пор не готова (опоздание по завершению работы длится уже с 2020 года) и, как утверждают эксперты, раньше 2024 года её не полететь. А с учётом общего паралича европейской астронавтики, вообще нет никаких гарантий, что А-6 полетит в 2024-м, а не, скажем, в 2030-м.

На чём же Европа планирует теперь отправлять спутники на околоземную орбиту? По существу, есть только два варианта и оба они для европейских снобов малоприятные:

  1. Отправиться на поклон в SpaceX и оплачивать вывоз грузов на РН "Фалькон". Илон Остапович Маск уже, наверное, радостно потирает руки в Бока-Чика.
  2. Пойти на поклон в Роскосмос и договариваться с тамошним руководством насчёт "Протонов и "Союзов".

Оба варианта для ЕКА, давайте посмотрим правде в глаза, унизительны.

Старую ракету, худо-бедно не портящую борозды (но мы не забыли про 3,4% аварийности), зачем-то перестали использовать, а новой ещё нет. Теперь нужно кланяться и платить тем производителям, которые имеют возможность запускать в Космос свои аппараты. Кроме того, космодром в Куру теперь становится, в общем-то, и не нужен. Закрыть его вряд ли получится, а запускать с него будет нечего. Очень рациональные решения принимают в ЕКА, молодцы!

Учитывая, что в связи с напряжёнными отношениями между Западом и Россией, а также множеством санкций против "Роскосмоса", можно поручиться, что Франция категорически не выберет вариант сотрудничества с нашей страной. Остаётся Илон Остапович, который, будучи матёрым капиталистом, обязательно, с гарантией 150%, повысит стоимость своих запусков. Ничего личного, просто бизнес по космическим ценам.

Жаль, конечно, что французы не будут запускать свои аппараты на наших РН "Союз". И дело не только в сотрудничестве, в прибыли для Роскосмоса и в решении проблемы запусков для ЕКА. Просто мы с вами упускаем возможность ласково потроллить французов. О последнем полёте А-5 сообщил один из руководителей программы по имени Жань-Поль Батист, которого так и тянет теперь назвать Ж.-П. Батут...

Ну, и немного жалостливой лирики с космодрома Куру. "Наша последняя Ariane-5 только что взлетела из Гвианского космического центра. Прощай, наша красавица", - говорится в сообщении компании в соцсети Т. Вот так, сами похоронили свою красавицу, а теперь горюют.

Алексей Королёв, историк космонавтики

Читайте также наш космосайт

Последний старт Ariane 5 с космодрома Куру, июль 2023
Последний старт Ariane 5 с космодрома Куру, июль 2023