В 7 главе Послания к Римлянам святого апостола Павла сформулирован этот парадокс в нескольких стихах:
15. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
19. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим 7:15,19).
Как разрешается этот парадокс?
Причина парадокса.
На нее указывает в своем толковании Амвросиаст ( неизвестный анонимный автор, римлянин, экзегет 4 века нашей эры, который написал толкования на 13 апостольских посланий святого апостола Павла).
Амвросиаст говорит:
«Над человеком тяготеет привычка греха; ему легче подчиниться греху, нежели закону, который, как он знает, учит добру» . (Амврозиаст «Комментарии на Послание к Римлянам»
Это не незнание закона, не паралич воли, не патология души – это привычка греха, которая сильна в человеке.
Что не стоит делать?
Об этом говорят все толкователи этого Послания: и святитель Иоанн Златоуст, и святой Ефрем Сирин, и святитель Феофан Затворник, и Феофилакт Болгарский, и святитель Лука Крымский, и др..
Не стоит признавать этот парадокс неразрешимым, говорят эти толкователи, даже если конкретный человек в какой- то промежуток своей жизни, чувствует в себе силу его действия.
Не для того апостол Павел говорит об этом парадоксе, чтобы показать безысходность: мол, другого не дано, решения не дано.
Напротив. Апостол, говоря о нем, предлагает и решение.
Решение.
Апостол Павел приводит его в следующей, 8 главе Послания к Римлянам:
1. Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу.
2. Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. (Рим. 8:1,2)
Человек, осознавая в себе такой парадокс (доброе, которое хочу не делаю, злое, которого не хочу, делаю) начинает менять греховную привычку на добродетельную. С Божьей, Христовой помощью.
Как?
1. Сопротивляясь злому и пытаясь усиливать доброе. Не совершать злое, волей препятствуя этому. Перестать делать злое. Сначала трудно, потому что не привычно (греховная привычка есть, сильна, а добродетельная пока слаба). Сначала идет с большими трудностями и с большим сопротивлением, но потом – идет все лучше и лучше, и формируется новый навык. Уже не греховный, но добродетельный.
2. Творя Иисусову молитву, которая совершаясь, раз за разом, усиливает в человеке а) разум в законе, б) волю в силе, в) сердце в желаниях и чувствах добродетельных .
3. Каясь перед Христом (как Спасителем и Искупителем) во греховной привычке, мешающей творить доброе. Понимая, при этом, что греховная привычка «сидит» в двух зонах человека: в навыке (поведении) и в сердце (эмоциях, чувствах, желаниях). Эти зоны очень глубокие для проработки. Но Бог Спаситель способен сойти туда, в глубину этих зон, и очистить то, что составляет закон и привычку греха, камень преткновения.
Послесловие.
Стоит сказать, что и сам апостол Павел в других, более поздних своих посланиях, не останавливается на этом парадоксе. Подчеркнув и предложив решение, Апостол предлагает другие важные вещи в духовной жизни.
Если хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.