Найти тему
Игорь Орлов

Как разрешается парадокс апостола Павла?

Оглавление
Святой апостол Павел
Святой апостол Павел

В 7 главе Послания к Римлянам святого апостола Павла сформулирован этот парадокс в нескольких стихах:

15. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
19. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим 7:15,19).

Как разрешается этот парадокс?

Причина парадокса.

На нее указывает в своем толковании Амвросиаст ( неизвестный анонимный автор, римлянин, экзегет 4 века нашей эры, который написал толкования на 13 апостольских посланий святого апостола Павла).

Амвросиаст, древнеримский экзегет 4 века. Амвросиаст не имя, в псевдоним, которым обозначают этого неизвестного автора. Ведутся споры, кто скрывался под этим именем, писавший столь удивительные толкования на апостольские послания Павла
Амвросиаст, древнеримский экзегет 4 века. Амвросиаст не имя, в псевдоним, которым обозначают этого неизвестного автора. Ведутся споры, кто скрывался под этим именем, писавший столь удивительные толкования на апостольские послания Павла

Амвросиаст говорит:

«Над человеком тяготеет привычка греха; ему легче подчиниться греху, нежели закону, который, как он знает, учит добру» . (Амврозиаст «Комментарии на Послание к Римлянам»

Это не незнание закона, не паралич воли, не патология души – это привычка греха, которая сильна в человеке.

Что не стоит делать?

Об этом говорят все толкователи этого Послания: и святитель Иоанн Златоуст, и святой Ефрем Сирин, и святитель Феофан Затворник, и Феофилакт Болгарский, и святитель Лука Крымский, и др..

Святитель Феофан Затворник. Им приводится весьма интересный пример толкования этого места из Апостола.
Святитель Феофан Затворник. Им приводится весьма интересный пример толкования этого места из Апостола.

Не стоит признавать этот парадокс неразрешимым, говорят эти толкователи, даже если конкретный человек в какой- то промежуток своей жизни, чувствует в себе силу его действия.

Не для того апостол Павел говорит об этом парадоксе, чтобы показать безысходность: мол, другого не дано, решения не дано.

Напротив. Апостол, говоря о нем, предлагает и решение.

Решение.

Апостол Павел приводит его в следующей, 8 главе Послания к Римлянам:

1. Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу.

2. Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. (Рим. 8:1,2)

Человек, осознавая в себе такой парадокс (доброе, которое хочу не делаю, злое, которого не хочу, делаю) начинает менять греховную привычку на добродетельную. С Божьей, Христовой помощью.

Как?

1. Сопротивляясь злому и пытаясь усиливать доброе. Не совершать злое, волей препятствуя этому. Перестать делать злое. Сначала трудно, потому что не привычно (греховная привычка есть, сильна, а добродетельная пока слаба). Сначала идет с большими трудностями и с большим сопротивлением, но потом – идет все лучше и лучше, и формируется новый навык. Уже не греховный, но добродетельный.

2. Творя Иисусову молитву, которая совершаясь, раз за разом, усиливает в человеке а) разум в законе, б) волю в силе, в) сердце в желаниях и чувствах добродетельных .

3. Каясь перед Христом (как Спасителем и Искупителем) во греховной привычке, мешающей творить доброе. Понимая, при этом, что греховная привычка «сидит» в двух зонах человека: в навыке (поведении) и в сердце (эмоциях, чувствах, желаниях). Эти зоны очень глубокие для проработки. Но Бог Спаситель способен сойти туда, в глубину этих зон, и очистить то, что составляет закон и привычку греха, камень преткновения.

Послесловие.

Стоит сказать, что и сам апостол Павел в других, более поздних своих посланиях, не останавливается на этом парадоксе. Подчеркнув и предложив решение, Апостол предлагает другие важные вещи в духовной жизни.

Апостол Павел
Апостол Павел

Если хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.