Итак, Евдокия Ганнибал подала челобитную, обжалуя решение военного суда, признающего ее прелюбодейкой и несостоявшейся мужеубийцей. Зачем?
Ради оспаривания статуса прелюбодейки. Почему не отравительницы? Потому что это был не тот случай, когда покушение на убийство влекло для нее какое-либо наказание. А вот статус прелюбодейки - да.
В те времена развод был приговором одному из супругов. Он или она могли быть обвинены в бесплодии, прелюбодеянии, преступном поведении - результат был один. Обвиненному запрещалось вступать в новый брак. Для женщины это был верный путь в монастырь.
Причина, по которой Евдокию держали в Госпитальном доме, вероятно, и состояла в том, что никто не знал, что с ней делать. Куда ее отправлять? У Евдокии не было причин надеяться н лучшее, и в 1737 г. она пишет свою челобитную. Цель - обвинить в разводе Абрама Петровича, а с себя вину снять.
Могла иметь место и простая обида - пока она сидела в госпитальном дворе за измену с Шишковым (которая, по его слова, заключалась в одном-единственном свидании), Абрам Петрович преспокойно жил с другой женщиной и плодил детей.
Однако Евдокии требовалось отказаться от собственных показаний. Как это сделать? Конечно, сказав, что сама себя оговорила под угрозами и пытками.
Кроме того, женщине было труднее добиться развода с мужем, чем мужчине - с женой. Как замечает Цатурова С. А. в своей статье "Прекращение брака по русскому семейному праву XVIII в." мужчины чаще обращались с прошением развести их, ссылаясь только на неверность жены. У женщин неверность (самостоятельное основание расторжения брака) периодически соседствовало с насильным постригом в монахини, расхищением имущества и жестоким обращением. Рассказы о страшных пытках делали жалобу Евдокии более весомой.
Перечень издевательств над Евдокией Ганнибал:
1) Бил "смертным боем", то есть, чудом не убил;
2) Пытал, подвешивая на кольцах за руки;
3) Морил голодом, держа под караулом;
4) Угрожал убить.
И это длилось, судя по всему, с того самого февраля 1732 г. до того дня, как Евдокия переехала в Госпитальный дом. Либо она и Госпитальный дом включает сюда, морение голодом под караулом может относиться именно к этому. Из Госпитального двора Евдокия уехала, когда ее отдали на поруки семье, в 1743 г. Итого, пытки и не меньше десяти лет морения голодом. Как она только осталась жива?
А она не только выжила. Она завела любовника и родила ребенка в 1746 г., когда ей должно было быть 36 лет. Вспоминаем, что на дворе - XVIII в., и не каждая двадцатилетняя может пережить роды. Умерла Евдокия в 1771 г., последние годы она провела в монастыре в качестве колодницы. Дожить в таких условиях до шестидесяти может далеко не каждый. Неужели у Евдокии было настолько железное здоровье, что многолетние страдания его не подорвали?
Что ж, Абрам Ганнибал сам пережил немало, однако дожил до восьмидесяти пяти (а может, и до девяноста трех, дата его рождения точно неизвестна). Стоит, однако, заметить, что по взглядам он был скорее гуманистом и выступал против телесных наказаний.
Самым известным примером последнего является дело о расторжении договора аренды эстляндских (эстонских) деревень. Ганнибал запретил арендатору бить крестьян и налагать на них дополнительные повинности (хоть в виде барщины, хоть в виде оброка). Арендатор условия не выполнил, и Ганнибал расторг договор через суд. Именно из-за обращения с людьми.
Когда этот случай всплывает в комментариях к статье о Евдокии Ганнибал. на него возражают таким образом: "Видимо, он распускал руки только там, где чувствовал полную безнаказанность". Но бить крестьян было в порядке вещей, именно поэтому выпад Ганнибала в х защиту стал таким скандалом.
Кроме того, муж-тиран, наслаждающийся побоями жены, мог просто замучить ее до смерти. Звучит страшно, но женоубийцы в те времена могли уйти от наказания, среди предков А. С. Пушкина по отцовской линии есть как минимум один такой случай.
Но нет, Абрам Ганнибал решил подать на развод.
С другой стороны - а откуда нам знать, что он ее не бил? Абрам Ганнибал был "птенцом гнезда Петрова", а император с женщинами был очень крут. Да и вообще культура располагала - ударить неверную жену было не то что не зазорно. а даже ожидаемо. Ганнибал первую жену ненавидел, мог и сорвать злость.
Однако есть и еще кое-что. Дело в том, что пыткам надо учиться, как известно, мастер над пытками когда-то было отдельным ремеслом. Непрофессионал может ненароком убить жертву, а еще может непреднамеренно изувечить ее, да и просто не знать многих нюансов работы. Евдокию якобы пытали систематически, но существенного вреда ее здоровью причинено не было (муж даже предлагал отправить ее на Прядильный двор, чисто логически это означает, что она могла работать руками). Где же Ганнибал мог приобрести такое мастерство в пытках? Ответа нет.
Отдельно хотелось бы поговорить о морении голодом. Содержание в Госпитальном дворе оплачивала семья заключенного. В случае Евдокии - ее муж. В 1733 г. он вышел в отставку и поселился в ревельской деревушке. Он жил на пенсию размером в 100 рублей (маленькая сумма, он регулярно просил ее повысить, но тщетно) и доход с девяти крепостных крестьян. При этом с ним жила Христина, периодически рожавшая детей. Так Ганнибал жил восемь лет, пока в 1741 г. к власти не пришла Елизавета Петровна. Только при ней-то он и стал богачом.
Учитывая это, становится понятнее, почему Ганнибал не хотел тратиться на содержание взрослой женщины, которую, к тому же, ненавидел. Тем не менее, Евдокия едва ли провела все это время, голодая под караулом. Ведь в 1737 г. она подала ту самую челобитную! Эта услуга, у слову. могла быть для нее небесплатной, ведь для этого требовался и писец, бумага, и чернила. Впрочем, нельзя исключать, что Евдокии также кое-что присылал отец.
Вывод:
Не стоит слепо верить Евдокии Ганнибал. Эта несчастная женщина жила в системе. которая была к ней жестока. У не был мотив оболгать мужа, выдумав его злодеяния либо преувеличив их.
Почему ей так единодушно верят сейчас?
Потому что в 1827 г. Александр Сергеевич Пушкин написал лживый роман о своем прадеде, выдумав для него "правильную" историю любви с русской девушкой.
Затем, в 1877 г., Опатович С. Е. отыскал материалы бракоразводного дела и опубликовал находку, встав на сторону Евдокии. Большинство исследователей просто повторяли его выводы.
В 1976 г. по роману Пушкина был снят фильм.
В 198 г. Давид Самойлов написал поэму "Сон о Ганнибале", вдохновившись историей Евдокии.
И вот, в наши дни, люди снова и снова открывают, что фильм-то лгал, а в стихах так душераздирающе описана реальная история! И все подтверждается реальными историческими документами.
А история прекрасной православной гречанки, которую насиловал и зверски мучил страшный черный человек, куда романтичнее, чем история женщины, оказавшейся жертвой семейного права своего времени.