Найти тему

"На западном фронте без перемен"

Здравствуйте! Недавно я ознакомился с одним из самых известных романов Эриха Марии Ремарка. Буду честен: работу прочитал на одном дыхании и остался очень доволен тем, как автор показал войну и позволил прочувствовать дух военного братства. Сейчас немного выскажусь о работе(да, тут будет спойлеры).

Сам Ремарк воевал в окопах западного фронта во время первой мировой, и войну эту прочувствовал полностью, стал её частью. Вся его книга пропитана этим военным ужасом. Он спокойно пишет о том, как бить штыком, чтобы он не застрял в костях; куда бить сапёрной лопатой, чтобы разрубить человека от шеи до рёбер; как по звуку определить, какой вид снарядов сейчас летит, куда он прилетит и как после этого выжить. Целое поколение просто утонуло в бессмысленной окопной бойне. Об этом говорил Ремарк.

Есть у этого немца множество воспоминаний, которые он излил на бумагу, но сильнее всех мне запомнилось одно из последних. Вкратце вам расскажу, что там произошло, и почему это так трогает.

Ночь, солнце уже тихонько встаёт, отряд Ремарка ушёл на разведку, наш герой задержался. Попав под очередной обстрел своих же войск, он прячется в ударной воронке. Французы начинают наступать, и он притворяется, что мёртв. Однако, в укрытие прыгает один из атакующих, и Ремарк бьёт его ножом в шею. Оба садятся в разные углы укрытия и молчат, смотря друг на друга: один хрипит и захлёбывается кровью, второй плачет и просит у него прощения, говорит, что поможет его семье. Это продолжается минимум день.

Просто вдумайтесь. Молодой парень, который должен будет по возвращению домой идти в колледж, идёт убивать другой народ за какое-то там "оскорбление нации". Ещё вчера он игрался с девушками и друзьями, а сегодня зажимает своему врагу колотую рану, которую сам и нанёс.

Ремарк высказывает достаточно простую и сложную мысль одновременно, с которой я согласен: буржуазная война не должна существовать, нации не должны резать друг друга из-за денег верхушек, люди должны уметь не воевать но любить. Резко я перешёл к левой полемике, да?

Увидимся.