Найти тему

"Koi to Yobu ni wa Kimochi Warui" - анимэ в стиле дзёсей... для умных мужчин?

恋と呼ぶには気持ち悪い

Жанр: дзёсей, романтика, школьная жизнь
Выходил: март – июнь 2021
Английское название: «It`s Too Sick to Call this Love»
Русское название: «Не называй ЭТО любовью»
12 эпизодов
Оценка: 7 из 10


Искренность может выглядеть как планомерная и жуткая осада. Но может принести плоды, если является настоящей искренностью.

Аннотация

Старшеклассница Ичика совершенно случайно в последний момент поймала оступившегося на лестнице в метро очень импозантного мужчину и спасла его от множественных переломов. Возможно даже шеи, что вообще фатально. А днём позже столкнулась с ним же в доме своей лучшей подруги. Оказалось, что это её старший брат с очень своеобразным характером и манерами. В сущности, это классика жанра, особенно для мужчин — если ты красавчик с карьерой, на которого вешаются все женщины на километр окрест, то сие, во-первых, приедается, а во-вторых, вырабатывается некоторая наглость «щас обаяю». Однако на Ичику подобный фронтальный заход не сработал. А это уже интересно. Ичика сразу же превратилась не в «одну из», а как минимум — уникальную девушку. Особенную. Интересную. А когда ты выделяешь человека из многих — тут уже один шаг до любви. Или ненависти. Или обоих. Рё начинает осаду. Которая незаметно меняет и положение в осаждаемой крепости, и среди осаждающих войск. Но, поскольку это все же доброе анимэ — то меняет в лучшую сторону.

История просмотра

Совершенно никаких сомнений не вызывало: дзёсей — мой просто самый любимый из четырёх половозрастных жанров в анимэ. Любимый с поправкой: поскольку взрослые девушки уже кое-чего знают про любовь, и — взрослые девушки тем более знают, что в мужчин есть за что влюбляться… то именно в дзёсее махровым цветом распускается BL. А я в этом смысле ближе к «стандартным» мужчинам, правда, причины другие. Девушка должна быть счастлива. С мужчиной или женщиной — не важно, было бы счастье. А BL — это изъятие делателей женского счастья из «пула» делателей. Так или иначе, дзёсей с романтикой, в которой участвует девушка — это вот тот самый-самый любимый вариант анимэ про романтику, который для меня только может быть. Так что я однозначно поставила его себе в план и ждала настроения. К сожалению, завышенные ожидания — это тоже проблема.

Техническое исполнение

Собственно, завышенные ожидания начались прямо здесь. Сериал нарисован крайне скупо и скудно. Да, безусловно, в плане дизайна персонажей — всё как я люблю. Красивые парни, красивые девушки, не оставляющие никаких сомнений, что рисовалось это в первую очередь для женской аудитории. Многочисленная смена одежды… и вот тут уже начинаются беды. А в общем-то со вкусом у авторов (персонажей) всё не слишком хорошо. Особенно меня печально поразила Рури, одна из второплановых подруг Ички и Рио. Девушка, с твоим вкусом к одежде мечтать о карьере модельера не стоит. Что вдвойне печально — знаю я одну такую девушку, хотевшую стать дизайнером одежды. Результат был неутешительный. Но это лишь половина беды.

Вторая половина в том, что весь сериал практически состоит из крупных планов лиц. Каковые, безусловно, хороши, но… стоит появиться на экране людям в полный рост, соответственно — с каким-то интерьером, как он оказывается прост и не проработан до полной унылости. А если паче чаяния случается пейзаж, то он либо опять же совершенно не проработан, либо жуткая CG, заметная невооружённым взглядом. Ну, и поскольку уже понятно, что ленились не только на прорисовке, но и на «работе оператора» - никаких великолепных ракурсов, моих обожаемых смысловых кадров или видеорядов — почти что нет. Именно «почти что». Кое-что всё-таки имеется. И красивые смысловые картинки, и видеоряды… ну, хотя бы в последней серии нога Ичики, делающая шаг по лестнице была. В тот момент, когда Ичика делает очень важный шаг в своей жизни. Но, право слово, всей этой красоты мало даже для любого анимэ, не говоря уже про девочковые жанры.

Не очень-то утешительна ситуация и со звуком. Да, одну из второплановых (и очень интересных и даже сильных) ролей озвучила Ханазава наша Кана. То есть
«Добато», Эри-тян в «Рельсе», Мария в «Shinsekai yori»… Впрочем, я думаю, уж её-то не надо представлять. Но, пожалуй, и всё. Никого из остальных сейю я не узнала (а многих и н встречала), да и сыграли они на «хорошо». Впрочем, лучше они сыграть и не могли, поскольку сюжет, при всём своеобразии — откровенно не даёт особого простора для тонкой игры интонациями. Практически все реплики совершенно плоские, максимум с одной эмоцией. Развернуться просто негде.

Фоновую музыку я тоже совершенно не заметила (а есть ли она там вообще?) - что тоже не слишком хороший признак для женского сериала. Одна радость: опенинг и эндинг действительно неплохие. Что крайне важно, поскольку действие сюжета постоянно залезает в эндинг, а опенинг… Знаете, по-моему, это рекорд. Видала я не раз «плавающие» опенинги с эндингами, начинающиеся в разное время. Но в сериале из стандартных 25-минутных эпизодов чтобы опенинг в одной из серий начался через без малого восемь минут… это рекорд. Но жить можно: они неплохи, проматывать не обязательно.

И про переводы — ничего особо не скажу. Да, мне попался вариант аж с тремя: озвучка от Анилибрии, субтитры, утянутые с «Кранчролла» и субтитры SovietRomantica. Я посмотрела с кранчролловскими. Они достаточно приличны, чтобы не вызывать интереса поглядеть, что там в других вариантах. Хотя, надо сразу отметить: несколько раз я, даже со своим весьма слабым японским, видела сцену, где перевод отражает общий смысл сказанного, но то, что прозвучало на японском — имеет несколько другой оттенок и дополнительный смысл. Однако, с другой стороны — нельзя и сказать, что потеря этого оттенка сколько-нибудь значима. Всё же диалоги тут писали люди, которые говорят очень просто и «схематично». Там нет никаких тонких игр типа «имеет право» \ «прямо сейчас соответствует всем условиям». Так что можно читать или даже слушать любой перевод.

Про сюжет

Рио в печали
Рио в печали

А вот здесь я отступлю от своего обычного шаблона. В первую очередь потому, что выделить какие-то конкретные неприятности в сюжете практически невозможно. Это не значит, что неприятностей нет вообще. Собственно главный лейтмотив: вот есть у нас эдакий плейбой. Причём в финальной, так сказать, фазе. У которого уже и понимание о себе, как объекте воздыханий — на уровне. И утомило всё это, то есть в целом он натурально женщин меняет как перчатки без особого интереса. В результате, зная всё это — никаких дурацких школьных стеснительностей тоже нету. И вот такое, без иронии, чудовище ведёт осаду юной и скромной школьницы. Это, конечно, вопрос насколько каждый зритель может отрефлексировать переживания героев, но я до боли понимала, насколько хреново Ичике поначалу. Впрочем, тут надо бы расписать поподробнее, что я и сделаю чуть ниже. А ведь с другой стороны — совершенно очевидно, что ей хреново. И это хорошо. Потому что может (я надеюсь) дать какую-то информацию к размышлению и мужскому населению. Ведь вроде бы любовь — это такое чувство, когда ты хочешь, чтобы объект любви был счастлив. Ну так и задумайтесь, насколько счастливым вы его делаете, ведя себя вот так. Вроде бы честно и откровенно, чего ещё надо? И это тоже правда, любовь без честности невозможна. Но ведь и честность бывает разная. Да что там далеко ходить — ведь из куда более простых примеров мы знаем, как привязанность может превратиться в сталкерство. А тут — Рё-сан всё-таки почти не переходит грань. Но поначалу из самых лучших побуждений превращает жизнь Ичики просто в ад.

«Почти» - это я сказала обдуманно. В сущности он никогда не переходит границы, но и не чуждается довольно подлых приёмов. Вот ситуация где-то из середины. Он звонит Ичике, и, узнав, что она сейчас находится у магазина неподалёку, ставит ей вилку: «Дождись меня у магазина или я завтра с утра подойду к твоему коттеджу с букетом алых роз». Понятно же, что Ичике здесь приходится делать выбор меньшего из
зол. Ей не приятен ни один из вариантов. И это уже где-то за гранью допустимого.

Вообще, это очень своеобразный сериал именно потому, что я бы в первую очередь рекомендовала его… мужчинам. Но и этого сделать не могу. Тут штука в чём? Лучше, полезнее всего смотреть его «глазами Ичики». Однако даже мне было куда легче смотреть глазами Рио. А уж мужчинам… собственно говоря, те мужчины, у которых умение отрефлексировать другого человека настолько, чтобы «влезть в шкуру» скромной старшеклассницы — ничего нового не увидят. Они всё это и так уже знают и делают (что нужно), и не делают (чего делать не стоит). А тем, кто ещё не понимают, как их поведение выглядит… так они потому и не понимают, что с рефлексией проблемы, и уж тем более — такого уровня, как представить себя на месте человека не только другого возраста, но и пола.

А мне смотреть глазами Ичики было сложно по другой причине. И это тоже такая двоякая ловушка. Помните, я не раз говорила, что одна из основных концепций (не единственная) четвёрки половозрастных жанров — это то, что зритель легко должен почувствовать на месте главного героя или героини. А это накладывает отпечаток. Ну, пол и возраст — понятно. А что ещё? А ещё — отсутствие у героини или героя качеств, каковыми зритель заведомо не обладает. То есть когда мы выводим, скажем, героиню, гениальную в ИТ - «в её шкуру смогут залезть» только девочки-Итшницы. (Они бывают). Есои гениальная писательница — то опять же, только с писательским талантом. (Хотя бы выдуманным самими себе, знаем мы «гениальных писателей», которые двух слов связать не могут). А вот спортсменка и модель — это запросто. То, что некая зрительница «я» в зеркале видит не модель — легко списывается на «ну, просто я не слишком ухаживаю за собой, вот захочу — и натренируюсь бегать-танцевать, кожу доведу до совершенства и так далее. То есть это воспринимается как улучшенная, но достижимая «я».

Из чего возникает интересный поворот: главный герой или героиня просто обязаны быть достижимыми. Может быть чем-то круче зрителя, но так, что это не кажется нереальным. А значит… он должен быть
обыкновенным… до отсутствия каких-либо ярких талантов и черт. «Середняк середняковский», как говорит про себя милейшая Бакарина. И вот Ичика — такая вот героиня, доведённая до совершенства. Да, она безусловно хорошая, добрая девушка. Но она феерически никакая. Честно говоря, я под конец даже засмеялась. Когда выяснилось, что из четырёх подруг только она одна не знает, в какую сторону двинутся после школы.

Нет, это и правда вполне нормально: дожить до выпускного класса и не знать, куда дальше двигаться. Таких людей много, я и сама лет восемь после школы пыталась понять, чем хочу заниматься. Но в случае Ичики — это уже смешно. Это ни одного штампа, делающего её нейтрально-положительной и абсолютно «никакой» - не пропущено. Впрочем, тут я на самом деле вру. Один момент в ней есть. И этому тоже надо бы много кому поучиться. В первую очередь — из девушек как раз. Потому что в любви-то она стесняется признаться. И это, кстати, нормально, особенно в её случае. Но она хотя бы половину до Рё доносит. Как ей некомфортно, что он делает не так. В общем, как раз вот у неё очень интересное и красивое сочетание умения видеть добро и такта — которое не превращается в гипер-тактичность и покорность. И которое (я знаю), очень полезно особенно для мужчин. Так уж устроены наши мозги и наш социум, что эти прекрасные и прямолинейные существа просто таки нуждаются в объяснениях вроде бы элементарных вещей. И вот хотя бы половину — Ичика таки даёт.

Вообще же в этом сериале очень красиво показано не только болезненное чувство незащищённости осаждаемой женщины, но и многое другое. Я бы не стала выдавать это как рекомендацию к действию, но определённая доля рационального тут есть: ведь бесконечная осада Рё таки удалась. Да, это важно, и без этого вообще ничего бы не получилось: он меняется. Он не просто узнаёт, что нравится Ичике — но и сам начинает это любить. Он не только выслушивает, что ей не нравится — но и осознаёт свой эгоизм и прекращает делать то что, ей не нравится. Что отдельно важно: часть того. Какие-то принципы, какие-то черты характера он изменить не может, это уже часть его «я». И это тоже очень правильно, более того — характеризует его с очень положительной стороны. Но и другой аспект: таки да, осаду он ведёт непрерывно. Хотя, если быть честным, под давлением общества и собственных мыслей один раз чуть было не сдался. Но всё же — не сдался. И… великолепный финал. Знаете, есть заезженная и очень страшная тема в романтических историях, идущая из глубокого каменного века: мужчина уходит. На охоту, войну… Женщина — ждёт его. Здесь же есть обратная история. Ждать, вообще-то, надо бы уметь не только женщинам. И когда Рё обещает подождать, пока Ичика не повзрослеет (до возраста, когда Ичика сможет выйти за него замуж — ещё три года)… У-у-у, вот это было просто великолепно!

В сериале есть так же и ещё целая куча прекрасных моментов и даже идей, которые прозвучали не столь ярко, а то и вообще были некоторой приправой. Говоря о «приправе» я, конечно, вспоминаю презабавнейшую историю слухов о возлюбленной Рё у неё на работе. Забавно, но жизненно. Как на недостатке информации можно построить настолько отличную от реальности картину. Или просто забавные истории про любовь к анимэ… Хотя и тут всё было очень непросто. И Ариэтту я как раз очень хорошо понимаю и сочувствую. Да и Рё, между прочим, в этом сюжете проявил себя довольно подло, но очень красиво стратегически — а затем очень достойно и честно. Что отдельный восторг.

Кстати, раз уж я заговорила про Ариэтту. Что ещё очень здорово в этом сериале, и чему буквально всем стоит поучиться, это жизненность истории плюс один важный аспект. Ну, прямо скажем, никто, наверное, с самого начала не сомневался, что вся история развивается в сторону романа Ичика + Рё. Но в некоторый момент возникает и Тамару-кун, и, собственно, Ариэтта. Которые, совершенно серьёзно — в некоторый опять же момент воспринимаются как более удачные партии для обоих. И всерьёз задумываешься, а может быть лучше было бы если бы Рё пошёл с Ариэттой, а Ичика с Тамару-куном. Ведь они правда и совершенно замечательные люди и более подходящие. Но нет, наши герои молодцы и пошли всё же своим путём. Однако это вопрос приятной и даже неожиданной жизненности и того, что герои молодцы. А поучиться надо другому. Тому, как ведут себя Ариэтта и Тамару-кун. Они ведь не просто находят в себе силы признаться, практически уже зная, что будут отвергнуты. Они оба находят в себе силы не только продолжать любить даже после отказа — но и дружить. За одно это я начисляю балл сериалу просто не глядя. Мало кто верит, а это не просто бывает, но и это самое правильное. Когда развод — это не бензопилой по роялю «половина тебе, зараза, половина — мне», а когда даже после него вы продолжаете дружбу. Учитесь!

И вот таких небольших, но важных и поучительных моментов — тут очень много.

И, конечно же, не могу сказать несколько слов о «моих глазах в этом сериале». О Рио. Мне ужасно понравилось, насколько Рио одновременно вовлечена и отстранена от этой романтической драмы. Она любит брата и переживает за него — но одновременно знает, что он не подарочек. Она дружит с Ичикой и не хочет терять их обоих, при этом одновременно просто воспринимает ситуацию их романа как забаную… пьесу. И… и... очень многогранное, даже на первый взгляд — противоречивое отношение к происходящему. Впрочем, у неё вообще голова в лучшем смысле этого слова парадоксальная. Как она ничтоже сумняшеся выдаёт и обосновывает, какие мужчины ей нравятся или почему она собирается поступать туда, куда собирается… Я просто аплодировала. Каждый раз — двойной разрыв шаблона. И «что», и «почему». А вообще, глядя её глазами и глядя на неё мне бывало довольно грустно. Хотела бы я быть любимой младшей сестрой. Но увы, я — старшая. И не менее странная для моей человеческой семьи, как и Рё. В других, правда, смыслах. Да, а ещё — вот помните, я говорила, что Рури не очень умно придумала себе карьеру? Так вот Рио — тут всё в порядке. И она, (да и Рё, собственно) имеют популярность крастоки\красавчика не только потому, что лицом и фигурой вышли. Да и то, оно без определённой работы над собой тоже лишь потенциал. Но и в плане вкуса у них — просто великолепие. Вот ни разу у меня не было ни малейшей претензии к выбору одежды и причёски. Вот эти — знают, как надо.

Ладно, буду закругляться.

Заключение

Один из немногих красивых и одновремено смысловых кадров
Один из немногих красивых и одновремено смысловых кадров

Резюмируя, сказала бы я, что это весьма слабое анимэ про ужасно интересные и важные проблемы романтических взаимоотношений и не только. В первую очередь — про модное нынче слово «харассмент», как оно выглядит с обоих сторон. Не про тот, который понятно, что тут уже крыша поехала и уголовный кодекс звать надо, а про тот, который на грани и вообще из лучших чувств. Про эгоизм и его осознание и правильное использование, после чего он становится прекрасен. И таки снова — про то, как быть и оставаться людьми. Единственное что: не знаю, для кого этот сериал рекомендовать. С технически-художественной стороны он откровенно слаб. Умные мужчины (которым я хотела бы рекомендовать его в первую очередь) ничего нового не узнают. Взрослые девушки — не слишком-то смогут поставить себя на место героинь. «Молодёж и пОдростки» - вообще не зажгутся, да и не поймут. Но сериал всё же действительно хороший.

Послесловие-дисклеймер

Для альтернативно-одарённых, плохо умеющих читать и думать: данный текст касается анимэ-сериала и только его. Наличие манги, новеллы, ранобе, визуальной новеллы или произведения какого-либо другого жанра, сюжет которого в какой-то мере послужил основой для сценария данного сериала – если и было упомянуто, то исключительно для справки, поскольку анимэ-сериал является самостоятельным произведением в другом жанре. Всё, что сказано выше – сказано про сериал и только про него. Желающим прочитать в оценке сериала оценку исходного произведения напоминаю анекдот про «Ерунда эти «Битлз», мне Мойша напел». Направление куда идти – найдёте сами.